В скором времени россияне начнут избавляться от машин, купленных еще до кризиса, в 2014 году. Когда предложение на вторичном рынке спадёт, автомобили подорожают.
В ближайшее время на отечественном авторынке вырастет предложение автомобилей, выпущенных в 2014 году. Россияне готовятся обновлять парк машин, приобретённых на волне роста иностранных валют в конце 2014 года. После того, как эти автомобили будут проданы, предложение резко сократится, а трёхлетние автомобили подорожают, такой прогноз подготовили автоэксперты компании СarPrice.
— В ноябре-декабре 2014 года началось ослабление рубля: в течение двух месяцев курс доллара вырос с 35 до 65 рублей. Тогда жители России начали массово тратить рублёвую наличность. Мы помним, как пустели полки магазинов, продающих электронику и крупную бытовую технику. Жители нашей страны, чтобы сохранить рублёвые накопления, покупали и автомобили — цены на новые машины росли медленнее, чем дорожали валюты. Для многих тогда рост стоимости валют стал сигналом для обновления авто, как запланированного, так и незапланированного. Сейчас же, спустя три года, машины, купленные в тот период, начинают выходить на вторичный рынок. У них заканчивается трёхлетняя гарантия либо они достигают пробега в 100 тысяч километров, а это для их владельцев является сигналом для смены авто. Мы ожидаем, что в перед Новым годом и в течение первого квартала 2018 года предложение трёхлеток увеличится на 20% и более. Это будет, по сути, последняя волна недорогих трёхлетних машин. После неё такие авто будут продаваться дороже просто потому, что в начале 2015-го продажи новых машин резко упали, а цены на них значительно выросли, — прокомментировал генеральный директор CarPrice Денис Долматов.
Сегмент автомобилей в возрасте от трёх до пяти лет — наиболее популярный в продажах на «вторичке»: в течение третьего квартала, согласно данным CarPrice, на него приходилось 26% от всех продаж. Такие автомобили востребованы покупателями — они значительно дешевле новых, но с точки зрения технического состояния, как правило, лишь незначительно от них отличаются. С точки зрения дизайна их также нельзя назвать устаревшими. Как правило, высокие продажи новых автомобилей через три года неизбежно приводят к росту предложения «свежих» машин на вторичном рынке.
Оживление на первичном рынке аналитики CarPrice также отчасти связывают с заменой автопарка, купленного в качестве антикризисной меры в конце 2014 года.
Независимый автоэксперт Тимур Хасанов уверен, что предложение на вторичном рынке будет расти поступательно.
— Сейчас часть автомобилистов, долго откладывавших покупку новой машины в кризис, вновь пошла к дилерам и продавцам подержанных машин. Это те, кто не купил машины в 2015–2016 годах из-за скачка цен. Собственно, это и демонстрирует 17%-ный рост продаж в сегменте новых машин. Но на вторичном рынке, который втрое крупнее, ситуация более спокойная — резкий рост не наблюдается. Люди всё ещё скептичны относительно больших инвестиций, и, пока существует стагнация в экономике, нет никаких предпосылок, что они начнут резко менять авто. И потом, даже если резко вырастет предложение, то цены скорее заморозятся или пойдут вниз, — сказал Лайфу Тимур Хасанов.
Независимый автоэксперт Игорь Моржаретто согласен с прогнозом СarPrice.
— Очевидно, что трёхлетние машины подорожают после того, как автовладельцы продадут автомобили, приобретённые перед началом экономического кризиса 2014 года. Но произойдёт это не ранее чем через год, — предположил в беседе с Лайфом Игорь Моржаретто.
Сейчас, по его словам, на вторичном рынке сейчас активно продаются шести-семи-летние машины (выпуска 2010–2011 годов).
— Люди тогда, покупая машины, не могли предвидеть кризис 2014 года, после которого долго не могли продать свои авто, — пояснил эксперт.
Есть ещё один важный момент, на который обращают внимание автоэксперты. Автовладелец, который, например, купил машину за миллион рублей в 2014 году, сейчас за аналогичную по классу и комплектации должен будет выложить уже не менее 2 млн рублей. Вряд ли такие продавцы будут готовы участвовать в увеличении предложения и снижении цен — скорее всего, постараются выждать. Другие будут пользоваться трёхлеткой и дальше. Многие уверены, что бэушная иномарка четырёх-пяти лет премиального сегмента гораздо лучше нового авто бюджетного класса.
Отметим также, что на других рынках замена потребительских товаров, купленных перед началом кризиса на стыке 2014–2015 годов, уже произошла. Так, продавцы смартфонов год назад отмечали рост продаж — как известно, средний срок жизни смартфона составляет два года, — клиенты меняли смартфоны, купленные в конце 2014-го, на новые.