Невзирая на кризис, санкции и затягивание поясов, наша страна не устает «дарить» деньги соседям по бывшему СССР.
ПОМОЩЬ РАСТЕТ КАК ЛАВИНА
Россия — щедрая душа! Лишь в прошлом году на экономическую помощь разным государствам ушло более миллиарда долларов!
Год от года размеры подарков только растут.
Судя по докладу Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), с 2005 года Россия увеличила расходы на международную помощь в 10 раз!
Скачок расходов на поддержку зарубежных стран случился в 2009 году. Тогда наше правительство выделило 785 миллионов долларов разным государствам. Для ускорения восстановления после мирового кризиса 2008 года даже создали Антикризисный фонд ЕврАзЭС (ныне — Евразийский фонд стабилизации и развития).
Правда, с 2010 года поток финансовых подарков уменьшился было — до $472 миллионов. Но уже с 2013-го «золотой дождь» на партнеров пролился с новой силой. Даже несмотря на кризис 2014 года поток денег за бугор лишь возрастал, к 2015 году достигнув $1,16 миллиарда.
Всего же с 2011 по 2016 годы Россия в виде помощи напрямую перечислила $3,141 миллиарда, а с учетом многосторонней помощи (через международные организации) вышло и вовсе $4,717 миллиарда.
ЛЮБОВЬ К АЗИИ
Безусловный рекордсмен среди стран СНГ, получающих российскую помощь, — Киргизия. За 5 лет она только напрямую получила от нас почти $653 миллиона. Полмилиарда из них — наш взнос в уставной капитал Российско-Киргизского фонда развития (см. таблицу).
Таджикистан в виде гуманитарной помощи получил за это же время $79,57 миллиона. Любопытно, что Россия — вовсе не главный спонсор среднеазиатского государства: доля нашей страны в общем объеме помощи составила 12,6%, тогда как доля Германии — 23,3%.
В списке же стран дальнего зарубежья, которые получают экономическую помощь из России, лидирует Куба. За 5 лет туда ушло $537,3 миллиона. На втором месте — Северная Корея почти с 200 миллионами. В этом списке есть и вовсе экзотические государства, куда текут наши деньги — Марокко, Танзания, Кения…
Есть и еще один вид «содействия развитию» — списание долгов. На первом месте — вновь Киргизия. В первой половине прошлого года мы сначала простили ей $30 миллионов долларов, а в июне 2017-го — $240 миллионов. Подфартило и Монголии. Ей в прошлом году Россия списала $174,2 миллиона долгов…
БОГАТЫЕ И БЕДНЫЕ
Но на что же идут наши деньги? Неужели мы и вправду такие богатые, чтобы раздавать их бедным соседям? — удивились мы и позвонили одному авторов доклада, старшему научному сотруднику РАНХиГС Юрию Зайцеву:
— Эти деньги обычно идут на социально-экономическое развитие стран, прокомментировал он «КП». — При том вовсе не обязательно, что помощь оказывается в денежной форме. Это может быть и помощь в натуральной форме, гуманитарная, техническая помощь, конкретные целевые проекты.
— А зачем нам это надо?
— Есть политические компоненты — отстаивание своих национальных интересов в определенных регионах. Есть и экономические. Россия, оказывая помощь через технические проекты, помогает нашим национальным экспортерам продвинуться в конкретные страны. Допустим, мы оказываем помощь в строительстве электростанции, но ставим ряд условий. Например, что поставку расходных материалов, ремонт, обслуживание делает только наша сторона — и уже за деньги.
Пример — та же самая евразийская интеграция, которая является для нас внешнеэкономическим приоритетом. Некоторые страны, такие как Армения и Киргизия, не могут в условиях сложившегося регионального рынка эффективно в ней участвовать. Им нужна точечная поддержка отдельно взятых отраслей. Взять Российско-Киргизский фонд развития, в который наш взнос в итоге составит 1 миллиард долларов. Через него на льготных условиях уже сейчас поддерживается немало проектов. Например, энергетика, текстильная промышленность, машиностроение, сельское хозяйство, малый и средний бизнес.
— Это понятно. А Тунис, Гвинея, Танзания и Кения? Какие у нас там интересы?
— В странах к югу от Сахары работают немало российских корпораций в добывающем секторе экономики, в том числе «Лукойл», «Русал», Газпром. И участие в развитии местной инфраструктуры тоже помогает российскому бизнесу. Важна и политическая поддержка со стороны стран-реципиентов. Так что все это — не впустую потраченные деньги.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Владимир ДЖАРАЛЛА, политический эксперт:
«Это трезвый расчет»
— Помощь другим странам — инструмент влияния и продвижения своих интересов. Позволить ее себе могут немногие государства — те, кто относится к разряду влиятельных. Российская политика тут отличается от советской практики . Она избавлена от идеологического фактора. И основывается, прежде всего, на экономике, а затем уже — на политрасчете.
Эту помощь можно разделить на два направления. Первое — помощь странам бывшего СССР. Здесь идет процесс евразийской интеграции. Пусть про него мало говорят, он, на самом деле, достаточно успешен. Он прошел первые этапы и выходит на новый уровень. Тут уже возникли сложные экономические расчеты, смысл которых — уравновешивание перекосов в экономических отношениях.
Второй фактор — безопасность. В Средней Азии это позволяет светским режимам удержаться от падения в хаос, а ведь за их рубежами — уже Россия.
В европейской части политический расчет понятен — сдерживание экспансии Запада, стремящегося к смене режимов и установления контроля над регионом — пример Украины у всех перед глазами.
Помощь в дальнем зарубежье явно продиктована экономическими расчетами. Если присмотреться к странам, которым она оказывается, видно: там присутствуют или туда проникают российские компании, осваивающие месторождения полезных ископаемых, либо создающих рынок, закрепляя его за собой.
В некоторых странах, например, в Никарагуа, Россия выступает негласным партнером Китая, стремящегося к реализации масштабных проектов. Кроме того, наше присутствие в этом регионе, который США давно считали своим, снижает давление уже на нашем континенте.
Прощение долгов — непопулярная темы у широких слоев населения. Но простое изучение вопроса помогает понять, что это правильные расчеты по продвижению влияния: прежние долги вернуть проблемно или тяжело, их прощают, но в связке с новыми экономическим соглашениями, которые продвигают интересы России.
Есть и еще фактор — гуманитарный. Это развитие связей по обмену людьми, работа специалистов, подготовка, обучение кадров для этих стран. И когда жители русских городов видят лица студентов другой расы, они видят будущее отношений с этими странами. Именно кадры, подготовленные в советское время, являются основой современных отношений со многими странами, упомянутыми в списке.
А участие в смешанной международной помощи — это реальное взаимодействие по решению проблем в странах, попавших в поле зрения мировых держав, живое сотрудничество по решению мировых проблем. Это нужно, если мы хотим, что бы наша страна входила в число держав, определяющих развитие планеты.