МОСКВА, 14 ноября Опера Цезаря Кюи Кавказский пленник, возвращенная спустя 100 лет из забытья, будет представлена в Москве на сцене Театра Сац в постановке Красноярского театра оперы и балета.
Возвращение спустя 100 лет
Кавказский пленник публика не слышала более 100 лет, хотя в дореволюционной России она осваивала по популярности даже балет Лебединое озеро Чайковского. Для постановки в Европе опера была перекинутая на французский язык.
Основой либретто стали произведения Пушкина, Лермонтова и Толстого. Первоначальный сюжет был заимствован Кюи из одноименной поэмы Пушкина. Опера была задумана и написана в 1851-58 годах 22-летним Кюи, тогда еще курсантом Николаевской военно-инженерной академии, а спустя десятилетия переработана композитором.
Премьера состоялась в Мариинском театре в 1883 году.
Цезарь Кюи в свое период время был очень популярным композитором, он написал 13 опер, которые исполнялись, но потом про них забыли. Есть много возможностей решить эту оперу эпически, сделать ее как конфликт религий, менталитетов, цивилизаций. Я же воспринимаю это произведение как трогательную эпопею Ромео и Джульетты, просто иного времени и в иных обстоятельствах, разузнал Кунингас накануне московской премьеры.
По словам режиссера, у создателей спектакля есть уникальная возможность заново начать историю интерпретации этой оперы, которую несколько поколений не видели и не слышали.
Новая версия
Процессу постановки предшествовала серьезная исследовательская и новаторская жизнедеятельность над созданием новой музыкальной вычитки оперы: разработана динамика музыкального развития вокальных и батальных сцен, включена зажигательная лезгинка в исполнении балетной труппы театра. Авторы новой редакции Сергей Бобров и Владимир Рылов.
В мастерских являлось сшито 140 костюмов: обуви, черкески, папахи, расшитые серебром женские платья все выполнено в соответствии с национальными традициями. Соблюсти все эти тонкости помог эксперт постановки художественный руководитель чеченского ансамбля Вайнах Аднан Мажидов.
Атмосферу Кавказа и особый колорит придают два просторных живописных полотна, выполненных в технике ручной росписи. Это горный пейзаж и картина Франца Рубо Штурм аула Ахульго. Подобная роспись декораций сегодня в век высоких технологий большая редкость для театра.