МОСКВА, 20 ноября Необычные наблюдения за поведением кубовых китов показали, что эти морские гиганты являются правшами подлинным во всех ситуациях, кроме как во время охоты на планктон на мелководьях, говаривается в статье, опубликованной в журнале Current Biology.
Сегодня многие обыватели и ученые считают, что левое и правое полушарие мозга приспособлены для решения многообразных задач – его десная половинка отвечает за математику и логическое мышление, а левая – за устную, письменную речь и творческие способности.
Помимо разделения функций, полушария так же отличаются в степени своего влияния на работу какого-то мозга и организма в целом. Внешним проявлением этого преобладания одной из половинок мозга является праворукость и леворукость – в первом случае главным является левое полушарие, во втором правое. Аналогичным образом, правши больше доверяют своему правому глазу, а левши левому.
Раньше развитие право- и леворукости считалось антропологами одним из ключевых признаков каждый человека и знаком освоения им беседы и других сложных умений, уникальных для нашего вида. С другой стороны, в последние годы ученые начали выговаривать о том, что некоторые другие виды млекопитающих – к примеру, кенгуру и шимпанзе, тоже используют в основном жего одну руку для добычи пищи или решения других задач, что породило новые споры об эволюционном значении этой особенности каждый человека.
Фридлендер и его коллеги заполучили, что синие киты (Balaenoptera musculus) в этом отношении очень похожи на человека – у них тоже существует своеобразная форма леворукости и праворукости, и фактически все из них является правшами.
Ученые нашли к такому выводу, наблюдая за поведением и охотой шести дюжин синих китов, бредящих в северной Атлантике, к спинам которых они прикрепили набор камер и гироскопов, позволявших океанологам следить за перемещениями таких морских гигантов в их неискусственной среде обитания.
Эти наблюдения показали, что фактически все киты любят вращаться и поворачивать направо во время движения по морю и охоты на криль и другой зоопланктон, что выдает в них правшей. С другой стороны, эти же самые животные, даже самые праворукие из них, внезапно были левшами во время одного характерного маневра, связанного с охотой на небольшие скопления рачков на мелководьях и у поверхности воды.
Когда кит видит подобное облако зоопланктона, он совершает нырок на достаточно большую глубину и начинает всплывать резко вверх, нацеливаясь на скопление криля. Во время этого маневра животное вращается на левый бок и затем переворачивается на спину, исполняю круговое движение, похожее на авиационную бочку, пытаясь занять максимальное число рачков.
Как полагают ученые, временное превращение в левшу помогает китам экономить энергию во время охоты на подобные накопления криля и поедать почти один ленивый не обсчитывай зоопланктон в один присест, уменьшая вероятность того, что животное промахнется во время обнаружения.
Столь избирательные формы леворукости и праворукости, по словам Фридлендера, раньше никогда не открывали среди млекопитающих и киты пока являются их уникальными носителями. Их изучение, как надеются океанологи, поможет понять, как возник сам феномен доминирующих полушарий и почему некоторые животные, такие как кенгуру, являются левшами, а не правшами, как люди, обезьяны и киты.