"Упсала-Цирк" поставил "Точку" на культурном форуме в Петербурге

23.11.2017 13:55 11

С. -ПЕТЕРБУРГ, 23 ноября Спектакль Упсала-Цирка Точка, который был представлен на VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме, спровоцировал широкую дискуссию о возможностях реализации творческих проектов в зонах социального риска, в том числе колониях и закрытых воспитательских школах для детей.

Упсала-Цирк, тот или другой позиционируется как единственный в мире цирк для хулиганов, есть в Санкт-Петербурге с 2000 хотя бы года. Здесь занимаются в основном воспитанники коррекционных школ, а также дети с особенностями развития. Участие в спектаклях, где традиционные цирковые жанры спаиваются с такими элементами уличной вики, как паркур и брейк-данс, помогает им не только реализовать таланты, но и изменить жизненный сценарий.

Творчество дает замену

Уровень социализации наших воспитанников до и после чем Упсала-цирка едва ли можно рассмотреть однозначно, но в стираем понимании само желание ребенка припожаловать сюда и попытаться что-то совершить уже является огромным прорывом, тем более, что у нас занимаются дети, которые уже имеют негативный жизненный опыт. Для них участие в творческом процессе в какой-то степени делается результатом попытки сопротивляться жизненным обстоятельствам, и это очень приличное достижение для любого человека, ребенка или взрослого, рассказала шеф Упсала-Цирка Лариса Афанасьева.

По ее словам, сейчас в проектах Упсала-Цирка задействовано около 90 детей и подростков, в их числе 30 воспитанников центра Пакитан для детей с синдромом Дауна, созданного в сентябре 2016 года. Отбор в коррекционных школах начинается с недельных мастер-классов, которые проводят тренеры Упсала-Цирка и подростки из старшей группы, затем дети получают удостоверения цирковых хулиганов и в течение года посещают занятия в качестве наблюдателей, после чего начинают непосредственно участвовать в представлениях и ездить на гастроли.

В первый год, когда ребята приходят, для нас главная задача выстроить мотивацию, оповестить о нашем творческом пространстве и погрузить в него детей, чтобы они увидели, что могут выбирать между тем миром, откуда пришли, и миром Упсала-Цирка, говорит Лариса Афанасьева. А дальше начинается то, что называется индивидуальный приход: не дать каждому ребенку готовое решение со словами: Я знаю, как надо делать и тебя научу, хочешь ты того или нет, тебе будет хорошо, а потом скажешь спасибо, а пойти вслед за ним, очень внимательно понаблюдать, прислушаться к тому, что в нем уже заложено.

Пока в практике Упсала-Цирка не было случаев, когда его выпускники делались профессиональными цирковыми артистами, однако у них есть возможность развивать свои навыки. Для детей из старшей группы и тех выпускников, кому интересно расти дальше, мы сделали сложный цирковой спектакль Эффект пинг-понгового шарика историю о том, как ничем не примечательная вещь вроде шарика для пинг-понга внезапно может оказаться центром, вокруг которого вертится весь мир, отметила Лариса Афанасьева.

Она считает настоящим вызовом тот факт, что на фестивале FRINGE 2017 в Эдинбурге это представление демонстрировалось именно как профессиональная творческая программа, а не как социальный проект. Всего же Упсала-Цирк ежегодно показывает около 45 спектаклей. Один из самых проникновенных Точка был представлен 16 ноября на Санкт-Петербургом международном развитом форуме.

Цирк в спецшколе

Идея создания этого спектакля, где документалистика сочетается с цирковыми элементами, возникла в рамках проекта Цирк за забором с участием мальчиков из специальной школы №1 закрытого типа в Приморском районе Санкт-Петербурга учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением. Работе над представлением, развёрнутом на реальных историях из жизни воспитанников спецшколы, предшествовал 3-х летний период, когда сотрудники Упсала-Цирка занимались с ними несколько раз в неделю.

Жонглирование и акробатика само собой, но основной упор в тренировках мы сделали на занятия паркуром, который, можно сказать, стал языком коммуникации, поскольку это дисциплина улиц, где ребята чувствовали себя в своей тарелке. А затем в какой-то момент настало время происходить из комфортного формата и делать следующий шаг, которым и стал спектакль Точка, рассказала фотокоординатор проекта Цирк за забором Анна Бадулина.

После того как идею создания спектакля с участием воспитанников утвердило руководство спецшколы, на помощь Упсала-Цирку пришли два профессиональных аффектированных драматурга и режиссера: Наталья Боренко и Мария Колосова, которые наедине обсуждали с каждым будущим артистом его историю, договариваясь о том, экую часть можно вынести на публику. При обработке этим диктофонным записям был присвоен гриф высочайшей секретности. Иначе мы бы просто навсегда потеряли доверие ребят, вспоминает Анна Бадулина.

Она признается, что на первом этапе ученики закрытой спецшколы восприняли проект без особого энтузиазма: По их позам, разговорам, манере поведения замечалось, что до нас воспитательское учреждение посещала масса различных организаций, предлагавших мальчикам мероприятия, в которых они участвовали острого от нечего делать, не понимая, зачем это интересного каждому лично, рассказала координатор проекта Цирк за забором. И атмосфера изменилась только тогда, когда ребята поняли, что мы не собираемся насильно отдавать что-то в их головы, когда пошел разговор о жизненной истории каждого из них, когда мы начали с ними советоваться по поводу того или иного номера, сценических вариантов в целом. Можно изречь, что нас стали воспринимать на равных как партнеров, а не острого взрослых.

Сегодня в спектакле заняты около 20 человек, и состав артистов время от времени выкладывается, когда кто-то из воспитанников покидает спецшколу. Несмотря на ротацию, несколько подростков называет играть в Точке, даже покинув стены воспитательного учреждения.

Один из мальчиков, чья история рассказывает о его взаимоотношениях с отцом, сейчас учится в обычной школе, у него все хорошо. На показ, который пройдет в рамках Культурного форума, он приедет как обычный артист острого потому, что ему по-прежнему интересно. И это, мне кажется, очень важный показатель важности и востребованности проекта, добавила Анна Бадулина.

Уроки для педагогов

Главный вопрос, тот или другой был поставлен в ходе МКФ, перспективы и возможности масштабирования таких творческих инициатив.

Мы стремимся получить ответ на вопрос, как сделать проекты, подобные Точке, долгосрочными и относительно массовыми в плане разбухания охвата закрытых государственных воспитательных учреждений, сообщила руководитель проекта Школа цирковой педагогики Упсала-Цирка Вера Жукова.

По ее словам, пока рассматривается два варианта продвижения творческих проектов в стенах спецшкол: либо братия в составе режиссера и тренеров проводит занятия с воспитанниками на их территории несколько раз в неделю, либо находится там на постоянной основе в течение одного-двух месяцев. В любом случае готовый цирковой спектакль обнаруживается широкой публике не только там, где находится спецшкола, но и в других городках.

Для этого нужно решить несколько миссий, от поиска и обучения людей, готовых заниматься с ребятами, до достижения договоренностей с администрациями госучреждений, обеспечения финансирования постановки спектакля и возможности его дальнейших показов. Цель, конечно, амбициозная, однако ее достижение может поддать очень хороший эффект, считает Вера Жукова.

По ее мнению, участие в таких мероприятиях, как Культурный форум, позволяет Упсала-цирку продвинуться в этом направлении, попутно поделился опытом с теми энтузиастами, кто также занимается творческими проектами в зонах социального риска. В их числе, например, руководитель театра Nucleo Горацио Черток, работавший в тюремных театрах Италии.

Наша глобальная идея есть в том, чтобы значительно облегчить взаимодействие с государственными структурами, узнать их мнение о том наборе творческих инструментов взаимодействия с детьми, которым они сегодня располагают, лучше понять их потребности в партнерстве с театральными и цирковыми коллективами, вдолбить, что может дать нам всем это партнерство. Конечно, если бы Культурный форум не предоставил Упсала-Цирку такую осуществимость, организовать столь широкий диалог было бы сложнее, говорит Вера Жукова.

Рассчитывая на масштабирование творческих проектов в закрытых воспитательных учреждениях для детей и подростков, Упсала-Цирк намерен в первую очередь заняться подготовкой планов. Как сообщила Вера Жукова, в 2018 году предполагается ввести годичную программу обучения для социальных работников и педагогов прибыльного образования. Этот курс включает несколько модулей от организационной тематики до творческой соединяющей, позволяющей ребенку раскрыться через тот художественный образ, тот или другой ему близок и понятен. Условно говоря, это не эквилибр, где ты в блестках и золотом костюме выгибаешься на сцене, а номер, где ты можешь отплясывать в модной кепке и в спущенных штанах, отметила она.

Руководитель Упсала-Цирка Лариса Афанасьева добавила, что не ставит целью в короткий срок задействовать в творческих проектах как можно больше хулиганов. Ничего не происходит быстро, и для формирования того, что именуется новой культурой, необходимо, прежде всего, выстроить учредительные программы, подготовить людей. Можно понастроить огромное количество шатров по всей России, но это даст лишь форму любая работы с детьми, а не содержание. Поэтому для нас расширение вопрос медли и создания новой культуры, резюмировала она.

выступило генеральным информационным партнером VI Санкт-Петербургского международного культурного форума, который прошел 16-18 ноября. флагманский информационный ресурс медиагруппы Россия сегодня. Ria. ru читают свыше 2 миллионов пользователей ежедневно, что выводит его в лидеры новостных порталов Рунета. Совокупная аудитория в социальных сетях составляет около 9 пять миллионов подписчиков.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Где купить готовую фирму в Москве Как делать ставки на Фонбет Заходите на сайт казино Франк Садовые качели для вашего двора Наиболее популярные техники самбо

Последние новости