МОСКВА, 27 ноября Биологи из Стэнфордского университета выяснили, что раковые клетки используют не одну, а как минимум две сигнальных молекулы, которые заставляют иммунные клетки игнорировать их, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Immunology.
Как сегодня считают ученые, иммунная система обычно неплохо справляется со сдерживанием первичных опухолей, клетки которых все время находятся внутри них. Когда клетки приобретают способность ворочаться самостоятельно, возникают метастазы, которые иммунная система по каким-то причинам просто не видит и не пытается подавить раковые клеточки. По текущей статистике милосердных служб США, около 90% смертей раковых больных приходится на метастазы.
Эксперименты последних двух лет показывают, что это возникает по той причине, что раковые клетки могут вырабатывать очень приятные молекулы, которые заставляют иммунитет считать, что он наблюдают дело с заживающей раной или какими-то другими тканями, клеточки которых могут делиться.
Вайсман и его коллеги открыли еще один подобный сигнал, наблюдая за тем, как макрофаги взаимодействовали с культурами различных раковых клеток, чьи молекулы CD47 были блокированным при помощи специальных антител, мешающих иммунным клеткам считывать эти белки.
Подобным образом, как объясняет генетик, его команда инспектировала, существуют ли в здоровых и раковых клетках и другие сигналы не ешь меня, способные сделать их невидимыми и неуязвимыми для действия иммунной системы.
Подозрения биологов оправдались – компонента раковых клеток продолжала оставаться невидимой для макрофагов, что допускало им бесконтрольно размножаться. Расшифровав и сравнив их геномы, ученые обнаружили, что основная причиной этого было то, что эти клетки сохранили гены, отвечающие за работу так называемого главного комплекса гистосовместимости (MHC-I).
Он представляет собой своеобразный паспорт, который иммунные клетки считают при контакте с другими пульпами организма и который они могут использовать для того, чтобы включить в ней апоптоз, иными словами, заставить ее совершить самоубийство в том случае, если в ней выделяется вирус или она представляет собой часть опухоли.
Как оказалось, раковые клетки могут использовать аккуратный MHC-I в качестве своеобразной потемкинской деревни, которая убеждает иммунитет в том, что клеточка работает нормально, хотя на самом деле это не так. Когда ученые удалили ген LILRB1, отвечающий за чтение этого паспорта макрофагами, иммунитет начал бороться с раком в организме мышей и успешно усмирил его. Аналогичного результата можно добиться, подавив работу гена B2m в самой опухоли.
Поиск других генов неуязвимости и методов их подавления, как надеются доксографы статьи, поможет ученым сотворить универсальные средства для борьбы с раком и открыть методики замедления его развития, что существенно продлит и спасет жизни десяткам десять миллионов людей по всей Земле.