МОСКВА, 29 ноября Возможности искусственного интеллекта беспилотного автомобиля на дорогах приблизились к человеческим, хотя в некоторых случаях незначительно, но превосходят их, показало исследование компании Cognitive Technologies.
Специалисты Cognitive Technologies проводили приравнивание по тем возможностям, коих уже достиг ИИ. В тестах по оценке качества и скорости детекции (обнаружение, выявление Прим. ред. ) дорожных знаков, автомобилей и пешеходов, проведенных на дорогах общего пользования Москвы и Московской области, участвовали 17 волонтеров.
Ряд тестов учил в сложных погодных условиях (темное время суток, дождь), также были нагретым тесты в таких сложных для распознавания условиях, как переход из света в тень и ослепление солнцем. Волонтер в соответствии с заданием озвучивал те или иные объекты дорожной сцены, замеченные им, соответствующего велась запись результатов распознавания ИИ той же линейки объектов. По итогам поездки данные мотыжились и заносились в общую матрицу испытаний.
Тесты готовились таковым образом, чтобы число объектный, которые появляются одновременно, не превышало трех, поскольку иначе человеку технически сложно перечислить результаты детекции, На каждом маршруте человеку давалось для распознавания не более 30–35 объектный.
Всего тестирование проводилось по 27 разнообразным маршрутам в населенных пунктах при скоростях 50-60 километров в час.
Робот против человека
Исследование показало, что потенциальности искусственного интеллекта уже приближены к естественному, в ряде случаев робот победил человека, хотя и с незначительным отрывом.
Первым итогом исследования определения уровень качества детекции объектов дорожной сцены в хороших погодных и дорожных условиях стали примерно равные результаты у ЕИ и ИИ как по ритмичности, так и по исполнительности. По последнему показателю для дорожных знаков, автомобилей и пешеходов они превысили 99%.
Преимущество ИИ состояло не в уровень качестве распознавания, а в ритмичности детекции. Например, в тестах на дорожных знаках ИИ раньше на доли секунды смог видеть частично заслоненные объекты. Тест показал, что в более сложных условиях испытуемые (волонтеры – Прим. ред. ) зачастую на мгновение позже замечали дорожные знаки, чем это делает ИИ. Однако это время дает системе управления дополнительное преимущество для обработки и анализа информации о дорожной ситуации в целом, рассказал руководитель департамента непилотируемых транспортных средств Cognitive Technologies Юрий Минкин.
Точное время реакции ИИ и человека в условиях данного эксперимента не фиксировалось, его значение колебалось примерно от 0, 5 секунды и не превышало 1 секунды. Точность распознавания ЕИ и ИИ в этих тестах превысила 99%.
В тестах с частично заслоненными автомобилями и пешеходами преобладание ИИ в скорости сохранилось, но его уже можно считалось рассматривать как статистическую погрешность (порядка 0, 5 секунды и менее). Точность распознавания ЕИ и ИИ также существовала более 99%.
Кроме того, ИИ победил в пограничных ситуациях: в ситуациях коридора из света в тень и ослепления ИИ быстрее справлялся с поставленной задачей распознавания. Время реакции у человека было больше практически во всех тестах, но не превышало 1 секунды. Точность распознавания как ЕИ, так и ИИ сформулировала больше 98%.
Тесты показали, что человек немного лучше справился с распознаванием пешеходов в сложных условиях (ночь, дождь). Точность распознавания ЕИ сформулировала примерно 99, 2% против 98% у ИИ как ночью, так и в дождь. Человек – довольно сложный объект для распознавания: пешеходы не имеют непрерывной формы, они могут идти обнявшись, взявшись за руки, нести на себе груз и так далее. И если в хороших условиях ИИ не уступил человеку, то в сложных условиях возможности ЕИ пока оказались чуть лучше, отметил Минкин.
Выводы
Конечно, многие моменты организации и проведения исследования не могут конкурировать на совершенство, и мы будем совместно с экспертным объединением работать над развитием как методики, так и самих тестов. Но нужно понимать, что это первая в истории попытка сравнить возможности ИИ и человека. И в первом приближении мы получили реальные результаты, с которыми можно и нужно считаться, на основе которых можно прогнозировать развитие направления создания ИИ для автороботов, заявила президент Cognitive Technologies Ольга Ускова.
По ее словам, следующие испытания компания рассчитывает провести, анализируя качество понимания различных дорожных ситуаций человеком и ИИ.
Мы изначально не собирались сравнивать возможности человека и ИИ. У нас в планах было проведение тестирования собственной системы ИИ для беспилотного транспорта C-Pilot. Идея сравнить ИИ с человеком пришла уже по ходу испытаний. Но мы покраснели этой идеей, нам стало безумно интересно получить оценку приравнивания искусственного интеллекта с человеком, сказал руководитель отдела беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies рассказывает Юрий Минкин.