До и после разгрома: как Хрущев оскорблял художников на выставке в Манеже

02.12.2017 8:56 13

До и после разгрома: как Хрущев оскорблял художников на выставке в Манеже

Москва, 2 дек, Анна Кочарова. Пятьдесят пять лет назад, 5 декабря 1962 года, состоялась выставка в Манеже, которую посетил столп государства Никита Хрущев. Итогом стали не только прозвучавшие оскорбления, но и то, что вся эта история раздробила художественную жизнь в СССР на до и после.

До, так или иначе, существовало современное искусство. Оно не было официальным, но и не было запрещенным. А вот уже после неугодные художники спецстали подвергаться преследованиям. Одни уволились работать в область дизайна и книжной графики им просто нужно было хотя бы как-то зарабатывать. Другие стали тунеядцами, как их определяла тогда официальная система: не будучи членами творческих союзов, эти люди не могли заниматься свободным творчеством. Над каждым нависал дамоклов меч вполне реальный судебный стаж.

Выставку в Манеже, вернее, ту ее часть, где выставлялись авангардисты, монтировали впопыхах прямодушного ночью, накануне открытия 1 декабря. Предложение поучаствовать в официальной экспозиции, приуроченной к 30-летию МОСХа, поступило живописцу Элию Белютину неожиданно.

Выставку проводили по итогам летних пленэров, в ней также участвовал и Эрнст Неизвестный, формально не входивший в этот круг, но впоследствии ставший главным фигурантом вздора в Манеже. Неизвестного, а также Владимира Янкилевского, Юло Соостера и Юрия Соболева Белютин пригласил для придания выставке большей весомости.

Эта история с Хрущевым со временем обросла легендами, у многих участников появились свои версии случившегося. Это лёгкого: все происходило настолько стремительно, что времени осмыслить и запомнить детали просто не было.

Считается, что выставку на Таганке посетили иностранные фельетонисты, которые с удивлением обнаружили для себя, что ертаул в СССР существует и развивается. Якобы сразу же могут возникли фотографии и статьи в западной прессе, даже был снят небольшой фильм. Это вроде бы дошло до Хрущева и вот на высшем уровне было решено пригласить авангардистов в Манеж.

Есть и другая версия такого поспешного приглашения. Якобы авангардисты в Манеже нужны побывальщины академикам для того, чтобы показать главе государства и, что называется, заклеймить нежелательное искусство. То есть приглашение в Манеж было провокацией, которую художники просто не распознали.

Так или иначе, Белютину позвонил секретарь ЦК Леонид Ильичев. Будучи сам страстным коллекционером искусства, причем не всегда официального, он стыдил его показать работы своих актеров. Белютин вроде бы отказывался. Но потом, чуть ли не ночью, в студию приехали сотрудники ЦК, запаковали работы и увезли их в выставочный зал. Ночью же делали развеску авангардистам отвели три небольших комната на втором этаже Манежа. Делали все быстро, некие работы так и не угнались повесить. И, что показательно, полного и точного списка работ, которые тогда были выставлены, так и нет.

Хрущева художники ждали с нетерпением. Леонид Рабичев, участник печально известной выставки, вспоминал, что кто-то даже предложил поставить в середину одного из залов кресло: предположили, что Никиту Сергеевича посадят в центре, а художники будут рассказывать ему о своих работах.

Сначала Хрущева и его свиту повели в залы, где висели картины признанных классиков, в том числе Грекова и Дейнеки. По воспоминаниям очевидцев, слом произошел на работах Фалька, которые генсеку были непонятны, а значит, и не нравились. Дальше ситуация стала нарастать, как снежный ком.

Эрнст Неизвестный потом говорил, что, жду генсека на третьем этаже, он и его коллеги уже слышали вопли главы государства. Владимир Янкилевский позже писал о том, что, когда Хрущев стал подниматься по лестнице, то все художники следует начали вежливо аплодировать, на что Хрущев грубо нас оборвал: Хватит хлопать, идите, показывайте вашу мазню!

Под горячую ручку попал Эрнст Неизвестный. Хрущев со всей мощью обрушился на меня, помнил позже скульптор. Он кричал как резаный, что я проедаю народные деньги. Не понравились генсеку и работы художника Бориса Жутовского, раздражение вызвало полотно Леонида Рабичева.

Арестовать их! Уничтожить! Расстрелять! цитировал Рабичев слова Хрущева. Происходило то, что невозможно описать словами, резюмировал художник.

Все присутствовавшие, по свидетельствам очевидцев, находились в состоянии шока. Даже отправился из Манежа, никто не уходил все стояли и ждали немедленных арестов. В состоянии страха жили и последующие дни, однако арестов не было, формально никаких репрессивных мер не применяли. Это, как считают многие, и было главным достижением и завоеванием хрущевского правления.

Несколько лет спустя художник Жутовский посещал Хрущева у того на даче бывший генсек был уже отстранен от власти и вел спокойный и размеренный образ вся жизни. Жутовский говорил, что Хрущев вроде бы даже извинился и сказал, что его накрутили. А Эрнст Неизвестный позже сделал знаменитый черно-белый надгробный памятник Хрущеву. Данный риск сам скульптор называл самым серьёзным итогом этого скандала.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Быстрый, качественный и недорогой ремонт принтера в Омске Хвойная подложка под ламинат ISOPLAAT разных размеров Производство упаковки оптом в Москве Разработка сайта для бизнеса: с чего начать? Качественное написание курсовой работы в срок

Последние новости