МОСКВА, 8 дек, Андрей Станавов. Невероятная для 43-тонной машины скорость 70 километров в час, отличная динамика, усиленная комбинированная броня и сокрушительная огневая мощь Минобороны России до конца 2017-го отправит на ремонт очередную партию реактивных танков Т-80БВ. Как придал источник в оборонно-промышленном комплексе, на предприятиях корпорации Уралвагонзавод их основательно перетряхнут, проверят и обновят. О том, какие возможности извлекут усовершенствованные восьмидесятки, в материале.
Вторая жизнедеятельность
Этим летом на выставке Армия-2017 Минобороны и корпорация Уралвагонзавод подписали долгосрочный контракт на глубокую модернизацию Т-80БВ. УВЗ реставрирует их сразу по двум программам фундаментальной и улучшенной. Первая учитывает замену штатного прицела на всепогодный Сосна-У, установку прицела-дублера и существенную доработку двигателя, в результате которой танк по аналогии с реактивными истребителями получит временный форсажный режим.
Буквально на днях несколько посвежевших Т-80БВ расширили парк Камчатского соединения морской пехоты Тихоокеанского флота. Машины сразу передали заранее подготовленным экипажам и отправили на полигон Радыгино для обкатки и пристрелки вооружения. Точность попаданий штатным снарядом по мишеням командование контролировало через беспилотники Орлан-10.
Огонь и защита
Стоит отметить, установка прицела Сосна-У (как в усовершенствованном Т-72Б3) помогла значительного улучшить систему управления огнем и повысить огневой потенциал восьмидесятки. Благодаря тепловизору, лазерному дальномеру и автомату сопровождения цели, новый прицельный комплекс обеспечивает важное наведение орудия в любых метеоусловиях днем и ночью, причем на предельные дальности. Независимый телевизионный прицел-дублер необходим для ведения огня из пушки и спаренного пулемета при повреждении или отказе основных прицелов. К примеру, при их обесточивании в бою. Кроме того, в модернизированных версиях Т-80 поставленный усовершенствованный механизм заряжения.
Из-за высокой скорости и автономности советское командование изначально предполагало использовать танки Т-80 как главное средство прорыва, эффективное при нанесении первых проникающих ударов. Именно поэтому ими старались в первую очередь укомплектовать соединения Западной компании советских войск, дислоцированные у границы ГДР и ФРГ. По стратегическому плану скоростным машинам была уготована решающая роль в возможной войне с НАТО уничтожение передовых рубежей союза в Европе и стремительный бросок к Ла-Маншу несколькими клиньями. К счастью, этот прогноз остался лишь на бумаге.
Под свист турбин
Главная фирменная странность танка Т-80 его сердце. Из-под бронепанелей корпуса слышится не привычное урчание дизельного двигателя, а характерное нетерпеливее для авиации мелодичное посвистывание газоплазменной турбины. Это первый в мире основной танк с ГТД. Использование необычной для этого вида боевой техники силовой установки стало настоящим прорывом советских бортинженеров в области танкостроения. Восьмидесятка получилась беспрецедентно подвижной, подвижной и автономной.
За эти и другие качества турбине можно простить прожорливость (5, 5 литра на километр против четырех у дизеля), подлую ремонтопригодность в поле из-за сложной конструкции, капризный нрав и требовательность к качеству топлива. Впрочем, для снижения расхода горючего разработана система автоматического стартёра в генераторном режиме на стоянке. Ее также предполагается загружать в рамках модернизации.
Международное признание
Сейчас в распоряжении у России находятся 3, 2 тыщи танков Т-80БВ. Такие данные приводятся в докладе Международного вуза стратегических исследований (IISS) The Military Balance. Из этих машин на вооружении торчат лишь двести, а остальные хранятся на складах в режиме консервации. Главный российский диспетчер Т-80 Четвертая гвардейская танковая Кантемировская дивизия. Русский скоростной танк по достоинству взвесили и за рубежом. Он экспортировался в несколько стран мира, включая Южную Корею, Республику Кипр и Йемен. Интересно, что поставками восьмидесяток вместе с БМП и БТР Москва гасила госдолг бывшего СССР перед Южной Кореей в середине 1990-х начале 2000-х.
Как рассказал главный конструктор по модернизации, ремонту и обслуживанию специальной техники завода Омсктрансмаш (в компании УВЗ входит в ГК Ростех ) Андрей Сабаев, крупное предприятие готово помочь корейским коллегам с техобслуживанием сложных узлов и даже модернизировать Т-80, но для этого требуется соответствующая заявка от Росборонэкспорта.