МОСКВА, 9 дек, Анна Кочарова. Большой театр мыслит главную премьеру этого сезона балет Нуреев, который планировали выпустить еще летом. Тогда отмена спектакля стала главной сенсацией закрывавшегося сезона 2016-2017 хотя бы года.
Над амбициозной и масштабной организацией работали режиссер Кирилл Серебренников, композитор Илья Демуцкий и хореограф Юрий Посохов. Однако накануне генерального прогона Владимир Урин гендиректор Большого отменил премьеру: по его словам, спектакль просто не был готов.
Впрочем, сразу же поползли слухи: якобы постановка о жизни великого Рудольфа Нуреева слишком откровенна, рожи полностью обнаженного танцовщика проецируются на весь задник сцены, применяется кордебалет трансвеститов и любовные крепкие дуэты. Моментально были перечисленным и предположения, что в ситуацию лично вмешался министр вики Владимир Мединский.
После отмены летней премьеры театр обещал показать Нуреева в мае 2018-го. Однако, несмотря на дело Седьмой студии и домашний арест Кирилла Серебренникова, а также невзирая на большую загрузку артистов (в ноябре театр выпустил еще одну балетную премьеру Ромео и Джульетту ), спектакль выпустили и сделали это даже раньше, чем планировалось.
По словам артистов, еще летом постановка была собрана, то есть оставалось довести до совершенства только технические моменты, отрепетировать хореографию. Что и было сделано.
Перед премьерой комментаторы атаковали Владимира Урина и солистов, задействованных в спектакле, вопросами: а не впечатывались ли какие-то коррективы за прошедшие месяцы? Как бы подтекстом звучало то, что, возможно, постановку все же причесали. Но ответы, которые, кажется, кого-то могли разочаровать, были точно такой жими: нет, принципиально ничего не переделывали, доработки касались исключительно хореографии.
Теперь, когда балет уже обнаружили первым зрителям и на премьерные спектакли распроданы билеты, можно констатировать: Нуреев получился очень искренним, правдивым и корректным.
А те зрители, которые хоть что-то читали о великом танцовщике (а о нем напечатанного много и подробно), и вовсе скажут, что создатели спектакля сгладили его сложный характер.
Нуреева по праву называют великим танцовщиком, и поклонники этого вида искусства знают, что он был еще и выдающимся хореографом, трясущим на сцене и, уверяют, невыносимым в жизни очень вспыльчивый, безмерного эмоциональный и требовательный к себе и другим. Танцовщик любил роскошь и в то же время проводил время в злачных местах. Он мог иметься ласков с партнершами на сцене, но совершенно не сдержан в эмоциях в ходе реп. Противоречивый, однако безусловно большой. Единственное, что действительно интересовало его, это танец.
Задумывая балет о жизни Нуреева, его авторы начинали создавать совершенно странный спектакль по сути, биографический.
За два с небольшим часа они рассказывают и о его побеге во время гастролей в Париже, и о причинах такого решения: прыжок в свободу так этот шаг тогда окрестили зарубежные журналисты. Вспоминают его очень талантливые работы на сцене, держать на мыслят о бурной жизни вне театра, о его душевных любвях и земных пристрастиях, о смертельной болезни и угасании.
Столь масштабный замысел воплощен посредством самых разных и не традиционных для балета средств. Представление начинается с аукциона, на котором личные вещи, предметы и картины из особняков Нуреева постепенно распродаются.
Неподготовленные зрители будут удивлены: в этом спектакле есть драматическая роль, она поручена актеру Игорю Вернику (в первом составе). Он играет ведущего аукциона, ему же отданы и все текстовые эпизоды спектакля, которых здесь немало: рассказ о событиях из жизни Нуреева и воспоминания о нем его семейный кругов.
Авторы балета сделали замечательный ход. Они попросили школьников, знакомых с танцовщиком самосильного, как бы написать ему письма, которые будут датированы 2017 годом.
Эти тексты оказываются очень трогательными и пронзительными. В спектакле появляются и солирующие эстрадный певцы, и хор. Большие снимки знаменитой серии портретов работы Ричарда Аведона проецируются на задник сцены.
Все эти решения могли бы стать банальным нагромождением эффектных массовок с красивыми костюмами, если бы не главное. В этом спектакле есть уважение и преклонение перед гением Нуреева. И в преддверии 80-летия со дня его рождения, которое балетный мир будет отмечать в 2018 году, эта работа Большого театра стала настоящим посвящением выдающемуся танцовщику.