МОСКВА, 16 дек, Анна Михайлова. Вот уже теленеделю весь Рунет бурлит, вкушаю детали ссоры ветерана отечественной рок-сцены Юрия Шевчука и его вызывающего коллеги по цеху Сергея Шнурова. Колкостями руководители групп ДДТ и Ленинград обмениваются в соцсетях и интервью. Это далеко не первый подобный эпизод в сложных отношениях мужиков. разбиралось, что не поделили две звезды русского рока.
Никакая не звезда
В конце ноября Сергей Шнуров дал видео в инстаграме, в котором высказался о творчестве ДДТ и упрекнул Юрия Шевчука в привычке поучать окружающих.
ДДТ это, на мой принцип, вообще какое-то уродское направление в истории музыки, во всей человеческой. Я, а просто очень не люблю людей, которые начинают учить. Шевчук стал абсолютно таким: Это нужно так, это насущного этак… Дядя Юра, у тебя что, четверо руки? …Ты Иисус Христос? Что мы тут должны и кому? Если тебе кажется, что так лучше, ну, производи сам, высказал Шнуров, обильно сдобрив кусок нецензурной лексикой.
Юрий Шевчук, который не ведет аккаунты в соцсетях и проповедует довольно закрытый, отшельнический образ жизни, поначалу никак не отреагировал на выпад. Спустя две недели в интервью для видеоблога журналиста Юрия Дудя рокер признался, что видел ролик Шнурова, но не принял это близко к сердцу, так как относится к себе иронично и вообще никакая не звезда.
Тем не менее Шевчук довольно тщательного рассказал о своем отношении к Сергею Шнурову и популярности его группы. На вопрос, не вызывает ли у него досады тот факт, что сегодня Ленинград главный рок-коллектив страны, лидер ДДТ ответил:
Мне они никогда не нравились. Они же давно уже живут. Я всегда в этом слышу мало музыки очень, мало рока, больше попсы, но, как сказал Николай Бердяев: Склонен наш народ к оргиям и хороводам. И вот эти оргии и хороводы взять ли съезды партийные или концерты группы Ленинград нет в этом того, что мне полезного в музыке, в посыле каком-то интеллектуальном.
Вместе с тем Шевчук отметил, что коллективы, подобные Ленинграду, необходимы как представители дионисийского типа культуры.
Вообще обедает два типа культуры дионисийский и аполлонический. Об этом еще писали Гегель, Ницше. Вот аполлонический метод в культуре это торжество духа, интеллекта, это светлый разум, и такого искусства очень много. А дионисийство это вакханалия, ужас бытия, тьма, это физика, стихия жизни. Если брать творчество Шнура, я могу объяснить про него: это как раз дионисийство чистой воды, и, в принципе, ничего, наверное, плохого в этом нет, потому, что аполлоническое искусство в какие-то времена терпит крах. Оно начинает стагнировать, костенеет вот в этом торжестве интеллектуализма. Становится пресным и в этом даже пошловатым. Появляются такие люди, которые, а просто это начинают рвать. Козлорогие паны с голыми нимфами стремят все эти благородные устои, каноны и в этом тоже что-то есть, безусловно, сказал музыкант.
На вопрос, когда у него испортились отношения с фронтменом Ленинграда, Шевчук ответил: никаких отношений с Шнуровым у него нет и он всегда не одобрял обильное использование обсценной лексики в его песнях.
Мне никогда не нравился на сцене мат. Дело тут даже не в этом чуваке. Абсолютно возможна русская душа без мата. Это нынешняя тенденция кое-какое упрощение… В рок-культуре, рэп-культуре тоже очень много упрощений понижение языка. Мат это фортран чувственный, очень эмоциональный. Иногда можно, но не с утра до ночи, и вот это засилье конца мне очень не нравится, потому, что от этого замедляется развитие русского языка, это банально очень, подчеркнул Шевчук.
Блатной шлягер
Сергей Шнуров не замедлил с ответом и посвятил своему визави пост в инстаграме. Музыкант прошелся по популярным хитам ДДТ, упрекнув коллегу в самоцензуре.
…Пели и плясали, черт возьми…. На протяжении двадцати лет Шевчук именно с этими словами исполнял свою песню Дождь, но к 2013-му на него все-таки снизошло понимание некоторой странности этой строчки, и обращение к Черту с просьбой взять пляшущих и танцующих он заменил на нейтральное как могли, но то, первое истинное желание, просочившееся, как я разумею, неожиданно и подспудно, а именно отдать на растерзание Черту веселых и позабывших стыд, никуда не делось. В своем новом интервью Ю. Ю. (Юрий Юлианович Шевчук. Прим. ред. ) заявил, что Ленинград слушают ввиду тяжести наступивших времен, видимо, в 1993-м, когда расстреливали Белый дом, при средней зарплате 60 долларов, когда отовсюду звучал его шлягер Осень, времена были полегче.
Рассуждая о культовой композиции ДДТ, Шнуров заявил, что мотив Осени подозрительно похож на блатную песенку.
Что касается Осени, то в шоу Угадай мелодию, где по первым нотам узнают песенку, услышав шевчуковскую Осень, люди знающие безошибочно приняли бы ее за Голуби летят над нашей зоной. Эта фартовая песня была широко известна в узких кругах. Если бы Ю. Ю. солировал с постмодернистской позиции, мы могли бы увидеть в этом издевательскую цитату, но нет, не увидим, ведь Рок это Он. Если же говорить о Его новых песнях, то лучше помолчать, потому как Великое требует тишины, съязвил лидер Ленинграда.
На этом скандальный музыкант не успокоился. Через пару выходных он опубликовал целостное стихотворение, посвященное Шевчуку. В нем Шнур сначала насмешливым просит прощения у старшего коллеги, а затем переходит к оскорблениям.
Меня простите, Юрий, я не рок,
За то, что я не рок, простите, Юрий.
Как двоечник, не выучив урок,
Не предвещаю песнями я бури.
И даже в юности, когда я был патлатым,
А не циничным, с рожей пропитой,
И не ругался так ужасно матом,
Уже считал, что ДДТ это отстой.
Не устоял Шнуров и перед искушением разнести в пух и прах озвученную Шевчуком теорию сократа Бердяева о двух типах культуры.
Помянутый же вами Дионис(ий),
И Аполлон, и иже с ним Бердяев
Никак не избавляют ваши песни
От несообразности. Не шутка ведь,
Что не запомнить их, ну хоть ты тресни,
Не говоря уже о том, чтобы напеть.
Мне зададут вопрос ну как же, че вы?
Как можно? Это ж наш почти святой?
Послушаю я Айсберг Пугачевой
И не сравню с типичной ДДТой.
Подписчики Шнурова резко отреагировали на эту стихотворческую эпиграмму, многие обвинили мужика в оскорблении заслуженного ветерана рок-сцены. Фронтмена Ленинграда такая острая реакция, похоже, только обрадовала. В новом посте он приписал к своим достижениям оживление полумертвой рок-тусовки.
От двух не очень больших текстов, как от капель живой воды, зашевелились давно уж полумертвая рок-тусовка и ей сочувствующие. Заскрипели потертые косухи, зазвенели ржавые шипы, над потрепанным войском разнеслись проклятия и ругательства, вспомнились забытые песни. Что в очередной раз доказывает движение это жизнь, а жизнь это игра, написал Шнуров.
Света в душе, сил на корпоративах
После столь хлесткого выпада со стороны Шнура все предвидели ответной реплики Шевчука. И вот на днях, во время пресс-конференции перед концертом ДДТ в Казани, рокеру задали вопрос о его конфликте с Шнуровым. Ответ оказался на удивление добродушным: Шевчук любезного назвал оппонента Сереженькой и пожелал ему всех благ.
Я всегда говорю свое мнение. И, по-моему, я высказался достаточно корректно и спокойно, даже философски. Сереженьке, Сергею… Я бы пожелал света в душе, мужества и духовных сил нести свой тяжелый крест на новогодних корпоративах, отозвался рокер.
Шевчук добавил, что живет за городом, вдали от суеты и лайков, и считает, что для музыканта важно одиночество, потому как оно защищает от внешних раздражителей и тогда ты какую-то глупость не сморозишь в этой суете.
Следующий пас за Сергеем Шнуровым. Вполне возможно, что он ответит в своей новой песне. В прошлый раз, когда между музыкантами возник конфликт вокруг ситуации с Химкинским лесом, группировка Ленинград выпустила одноименный сингл, в котором рефреном грохотала адресованная Шевчуку строка: Покупайте билеты, братья, я последний певец демократии. Позже Сергей Шнуров также выпустил клипак на композицию Антинародная, в которой пародировал лидера ДДТ и фронтмена группы Машина времени Андрея Макаревича.