МОСКВА, 22 декабря , Анна Михайлова. Чуть большого трех лет назад, в августе 2014-го, при исполнении редакционного задания в Донбассе несчастным погиб специальный фотокорреспондент МИА Россия сегодня Андрей Стенин. Сегодня ему исполнилось бы 37 лет. Андрей работал в с 2009 года и был известен своими репортажами из зон военных конфликтов. Его снимки из Сирии, сегмента Газа, Египта, Ливии, Турции и, конечно, юго-востока Украины остаются гордостью фотослужбы МИА Россия сегодня.
В декабре 2014 года агентство учредило Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина под эгидой российской Комиссии по делам ЮНЕСКО. В нем участвуют молодые фоторепортеры со всего мира в возрасте от 18 до 34 лет. Снимки лауреатов выставлялись в Москве, Стамбуле, Кейптауне, Шанхае, Пекине, Каире, Берлине, Риме и других городах мира.
Корреспондент поговорила с победителями конкурса разных лет и узнала, как участие в нем повлияло на их профессиональную жизнь.
Елена Аносова (Россия)
Обладательница Гран-при конкурса 2015 года Елена Аносова занимается сепией около трех лет. Художница, экономист и выпускница студии имени Родченко, она увлекается темами изоляции и идентичности приемлемых сообществ, в частности коллективной памятью на территории Сибири и Дальнего Востока.
Я независимый исследователь. Работаю с тем, что на меня воздействовало, травмировало или оставило значительные следы. В основном это достаточно личные исследования, говорит фотограф.
О конкурсе имени Стенина Елена узнала от друзей, изучила состав жюри и решила выдвинуть свои работы череды Отделение про женские колонии в Сибири в номинации репортажной сепии.
Я была обрадованная тем, что попала в финал, и тем более не ожидала стать победителем. На тот момент это имелось мое первое исследование такого ширина, прошло более четырех целый месяцев после съемок, я как раз закончила отбор, начала работать над книгой. Отделение исследование о деформации, над которым я работала более года и снимала 2, 5 месяца на территории нескольких женских колоний в Сибири, говорит фотограф.
Участие в конкурсе дало ей возможность не только продолжить работу над проектами о Крайнем Севере.
Победа позволила мне стать одним из участников порядочного фестиваля FOTOİSTANBUL, куратором какого был Джейсон Эшкенази (американский фотограф. Прим. ред. ), он отметил мои работы, когда был в жюри конкурса имени Стенина. Призовые помогли провести амортизацию оборудования и начать новое исследование на Крайнем Севере, рассказывает фотограф.
В этом году Елена стала победителем самого известного в мире конкурса фотожурналистики World Press Photo.
Антон Уницын (Россия)
Призер конкурса имени Стенина 2016 года Антон Уницын начал заниматься фотографией случайно. Выпускник физфака Новосибирского государственного университета никогда не мечтал о подобной профессии, но именно учеба помогла ему понять, каково на самом деле его ремесло.
Изначально фотоаппарат у меня появился с очень утилитарной целью я переснимал пропущенные лекции. На физфаке НГУ нагрузка шла такая, что иногда требовалось пропускать одну пару ради подготовки к другой. Постепенно в кадр стал попадать окружающий мир, так я стал фотолюбителем. Какое-то время я сочетал увлечение с основной профессией, но вскоре понял, что именно фотография мне интереснее всего. Произошло это уже на втором курсе аспирантуры, когда, по сути, я был без пяти минут соискатель наук, вспоминает Уницын.
Антон уверен, что фотография не просто картинка, а эффективный инструмент для решения проблем в реальной жизни.
Больше всего меня интересует документальная съемка. На этой почве я как волонтер часто сотрудничаю с благотворительными фондами. Хочется верить, что твои снимки способны что-либо изменить. Приятно, когда получается увидеть реальные результаты потраченных усилий, отмечает фотограф.
Принять участие в конкурсе он, как и Елена, уложил, узнав, кто вошел в жюри. Поучиться у звезд мировой фотографии уже награда сама по себе, считает Уницын.
Чем интереснее жюри, чем огромнее конкурс и тем больше он может тебе дать. Конкурсы это своего вида передний край фотографии, с их помощью можно быть в курсе того, что вытекает в этой профессии, говорит фотограф.
По словам соучастника, конкурс подарил ему не только знакомства с новыми именами, но и бесценный опыт. Сейчас Антон работает над несколькими проектами и выставляется в России и за рубежом совместно с другими авторами. В этом году Уницын вошел в число победителей престижного международного конкурса Hamdan International Photography Award (HIPA) в номинации Вызов.
Матич Зорман (Словения)
Happy to see my work from Gaza at @pdnonline as best reportage in Current events section. https://t. co/ipuLaGux4R pic. twitter. com/16IZXy4VYR
— Matic Zorman (@MaticZorman) 21 марта 2016 г.
Удостоенный особой отметки жюри в номинации Главные новости. Серия фотографий Матич Зорман называет себя самоучкой, хотя окончил курс в Академии мультимедиа в Любляне. Словенский фотограф сетует, что ему не хватает теоретических знаний, но настоящую школу ремесла он прошел в поле, снимая для ежедневных газет и журналов и наблюдая за коллегами. Среди своих кумиров он именует выдающегося российского фотографа Юрия Козырева и режиссера Андрея Тарковского, в чьих фильмах Матич взял знания об основах композиции кадра.
Фотожурналист должен уметь адаптироваться к любой ситуации. Ему необходимо использовать свой опыт и навыки в визуальном искусстве, чтобы документировать ключевой момент. Нужно снимать, будто это твой задний кадр. Для нас важны люди, с которыми мы работаем, незнакомцы, встречающиеся на нашем вольта. Нельзя забывать, что нередко наш успех зависит от их доброты. Я вычислю, что миссия фотографа сегодня объединять людей, говорит Зорман.
По словам молодого фотографа, на участие в конкурсе его воодушевила история самого Андрея Стенина.
Он именно тот, кем я хотел идти, когда подростком мечтал и представлял себе романтический образ отважного, героического военного фотографа, чья работа действительно может преобразить мир к лучшему, и я убежден, что Андрей верил в это, говорит Зорман.
Работы Матича дважды были отмечены жюри конкурса имени Андрея Стенина в 2015-м и 2016 году. Первая фотосерия посвящена конфликту в секторе Газа, вторая миграции беженцев через Балканы. Для фотографа важно, чтобы эти работы увидели не только профессионалы, но и широкая аудитория.
Призы и хвалебные отзывы, которые я получил на конкурсе имени Андрея Стенина, воодушевляют меня и в нынешней работе. Благодаря конкурсу много людей увидели мои серии снимков. Теперь они уже не смогут сказать: Я не знал, что это происходит, уверен Зорман.
#PhotoOfTheDay: 'Waiting to Register' by @MaticZorman https://t. co/t9lS4WNvPk #Refugees #Serbia #RefugeeCrisis pic. twitter. com/aOfMHBF92a
— World Press Photo (@WorldPressPhoto) 21 февраля 2016 г.
В 2016 году он также стал победителем конкурса World Press Photo, а в 2017-м получил модную награду Lens Culture Exposure Award. Все этого бы не было, если бы не участие в конкурсе имени Андрея Стенина, удостоверенный фотограф.
Передо мной открылось множество дверей в мире фотожурналистики, какие иначе остались бы закрытыми. В январе у меня будет выставка в Берлине с другими коллегами, но больше всего по-прежнему меня волнуют гуманитарные и социальные проблемы по всему миру, делится Матич Зорман.
Алессандро Рота (Италия)
Обладатель особой отметки жюри 2016 года за серию снимков о гражданской войне в Южном Судане итальянец Алессандро Рота мечтает приехать в Россию. В этом году он снова участвовал в конкурсе имени Андрея Стенина с фотоработами из Ирака. Этот проект занял два года, и Рота доволен результатом.
Думаю, жюри оценило мой фоторепортаж, потому, что он посвящен войне против сильнейшей террористской организации нашего времени. Для меня этот приз огромная честь, благодаря конкурсу мои работы увидели люди в разных странах. Вырос мой авторитет как фотожурналиста ко мне теперь стали обращаться новостные издания, делится Алессандро Рота.
По словам фотографа, работа над иракской чередой сильно измотала его, поэтому сейчас он занимается подводными макрофотографиями в Средиземном море. Тем не менее он планирует возвратиться к документальной фотожурналистике.
Я люблю документальное фото, оно лучше всего из визуальных искусств отражает реальность. Я поклоняюсь, что фотограф беспристрастный наблюдатель, который фиксирует исторические факты, чтобы доставить их до широкой аудитории. Я узнал о конкурсе имени Андрея Стенина из фотожурнала. Это самое важное профессиональное событие в России, к тому же это дань памяти фоторепортера, который погиб, навожу свою работу, говорит Рота.