ДЭНФЭН (Китай), 8 января -, Жанна Манукян. Мастерству нельзя обучить, оно невидимо, его можно только практиковать, обучить можно лишь технике, все остальное это время, говорят боевые монахи всемирно известного Шаолиньского монастыря, колыбели китайского чань-буддизма и знаменитого шаолиньского ушу.
Стальной кулак: мастер кунг-фу расколол 300 орехов голыми рукамиУсердно учитесь, терпите лишения и упорно тренируйтесь, набирайтесь знаний, укрепляйте тело, воспитывайте волю и характер так говорят в самой большой в мире музыкалке боевых искусств, кузнице странных чемпионов, расположившейся по соседству с Шаолиньским монастырем у подножья священной горы Суншань в провинции Хэнань.
Школу традиционного китайского ушу Шаолинь Тагоу (Shaolin Tagou) основал в 1978 году искусник в седьмом поколении, ученик-мирянин Шаолиньского монастыря Лю Баошань. За 39 лет обычная музыкалка превратилась в целую империю: тысячи квадратных метров территории, спортивные залы и тренировочные основы, 35 тысяч учеников и 900 тренеров. Здесь школят теперь не только традиционному ушу, но и таким дисциплинам как бокс, тхэквондо, смешанные боевые искусства, шаолиньский футбол и боевая хореография для кино. Ученики гастролируют с яркими шоу не только по Китаю, но и по всему миру. Выпускники расширяют ряды китайской полиции, тучи и спецслужб.
Как попадают в эту школу, тренируются, живут и о чем мечтают ее ученики, выясняла корреспондент.
Как Джеки Чан
В Сети появилось великолепное видео реального боя Брюса ЛиУшу является особенностью школы, а просвещение основой, утверждают в Тагоу. Ученики с начальных и до больших классов обучаются общеобразовательным предметам. Детей принимают с 5-6 лет, а верхнего порога нет сюда могут подъехать люди и старше 30 лет. Обучение в школе не бесплатное. У каждого школьника какая-либо история. Для кого-то это погоня за мечтой, а для кого-то исправительная колония.
Некоторые приходят к нам из-за популярности музыкалки, для кого-то ушу является хобби, кого-то приводят предки, некоторых детей приводят, потому, что они непослушные и неуправляемые. Есть и такие, которые приходят к нам в школу под влиянием фильмов о кунфу. Они тоже хотят стать знаменитыми актерами боевых искусств, пересказал директор отдела популяризации школы Фэн Вэйфэн.
Одни из таких учеников 11-летний Лю Юньшэ. Я поступил в эту школу в 2014 хотя бы году. Мне очень нравилось заниматься ушу. Я смотрел очень много фильмов о кунфу, например с Джеки Чаном, поэтому родители и согласились привести меня…. Когда хочется сдаться, я себе глашу, что нужно быть, как Джеки Чан, рассказал Лю Юньшэ.
Не младшим почетом у учеников пользуются звезды кино и мастера боевых зодчеств Джет Ли и Брюс Ли.
У восьмилетней Ли Мэнжань совсем другая история. За девочкой просто некому было присматривать, потому, что ее родители работали. Я в школе уже три года. Меня привели сюда, потому, что раньше, когда я ходила в садик, нужно было, чтобы кто-то меня отводил и приводил. Иногда никого не было, поэтому просили других человек, потому, что родители былины очень заняты, рассказала девочка.
Восемнадцатилетняя Цюань Линь вам показалась в школе за непослушание и буйный характер. Я учусь в школе уже 9 лет. Дома все время билась и была непослушной, поэтому мама привезла меня сюда сначала для физического развития и для работы над характером, но потом со временем мне понравилось, и я сама уже не захотела уезжать, говорит, улыбаясь, Цюань Линь.
Плавильный котел
По днём мы встаем в 8 утра, убираемся, потом у нас свободное время, перерыв, отдых. В 4 часа у нас общешкольное собрание, после его завершения мы идем ужинать. Вечером у нас обычно какая-нибудь развлекательная программа, рассказывает 15-летняя Ян Жофань, которая в школе уже 7 лет.
Учеников можно узнать в любой толпе: они одеты в красные мастерки, черные спортивные штаны и знаменитые кеды Feiyue. Школьники живут примерно по 10-20 человек в комнате общежитиях без отопления. Одежду моют самостоятельно в обычных тазиках. Совсем маленьким школьниками помогают классная дама и друзья постарше, но, немного повзрослев, они начинают делать все самостоятельно.
Господин Фэн Вэйфэн сравнивает школу с плавильным котлом. Эта школа как плавильная печь, как горнило, непослушание лишь временное явление. Столько послушных детей, здесь такая атмосфера, и они заражаются этим. Есть и такие, которые, действительно, не выдерживают и уходят, рассказывает он.
По его словам, ежегодно студентов, не выдерживающих жесткий программ и дисциплину, не единицы и не десятки их число может достигать и сотни. Есть и те, кто отваживается на побег. Впрочем, побег из школы не самая легкая задача. На всех выездах дневалит охрана, роль которой также выполняют школьники. В этом убедилась и корреспондент : при выезде с территории школы охрана попросила опустить окошка автомобиля, чтобы удостовериться, что в автомобиле нет учеников. Если школьнику еще нет 18 лет, то вопрос об уходе должны решать предки, а те, кто старше 18, могут выполнить это самостоятельно.
Нельзя сказать, что, однажды поступив в нашу школу, вы уже не сможете ее покинуть… Есть и те, кто убегает. Вернув их обратно, мы воспитываем убеждением, описываем им трудности человеческой жизни, напутствуем, помогаем, соблюдаем заботу и любовь, говорит Фэн Вэйфэн.
По словам учеников, которые провели в школе уже много лет, трудно было в самом происхожденье, но после они адаптировались к режиму. Главное, говорят они, упорство и терпение, нельзя останавливаться на полпути.
Когда только начали заниматься, было очень больно делать растяжку. Я часто плакала, еще и интенсивные силовые тренировки, после которых ноги очень сильно болят. Я плакала, но я никогда не думала о том, чтобы сдаться, рассказывает Цюань Линь, которая в этом году собирается поступить в университет физической культуры и стать тренером.
Чжан Цзи, который также оказался в школе из-за своего непослушного характера, говорит, что у него было пожелание уйти после 2-3 лет воспитания.
Сейчас я уже привык к такому образованию. Сначала было очень непривычно, особенно рано вставать. Мне казалось, что я не могу привыкнуть к такому трудному режиму, и очень хотелось домой. Было время, когда я не очень хорошо занимался, наставник меня часто ругал, я даже думал бросить, но потом под наставлением тренера неизбежного привык, гласит 15-летний Чжан Цинь, высоко о себе думающий стать профессиональным спортсменом.
Тренер Чжан Ху, который сам в школе уже 23 года, из них 13 в качестве наставника, говорит, что самое сложное для него как тренера, когда кадеты, практикующие ушу много лет, вынуждены бросать занятия из-за травмы или семейных обстоятельств.
Бить или не лупить?
Представитель школы Фэн Вэйфэн, отзываюсь на вопрос, бьют ли школьников за проступки, подписал, что это строго запрещено в школе, хотя, по его словам, преждевременнее в Китае в школах боевых искусств телесные наказания были нормой.
У нас есть строгое требование: не применять телесные наказания в отношении учащихся. У самый актуальных родителей совсем другое отношение к этому. Да, ребенок может плохо учиться, но бить его за это не велено. В прошлые годы в школах ушу вы знаете, у нас здесь в Дэнфэне их так много телесное наказание казалось обычным делом. И вообще, был такой традиционный способ воспитания в китайских школах, поэтому иногда получить палкой пару раз по мягкому месту и вытерпеть может каждый… Но теперь вы не можете просто так ударить ребенка и остаться безнаказанным. Вы можете звездануть его, и его предки подадут на вас в суд. Сейчас закон очень силен, говорит он.
По воспоминания выпускников, которые давно уже окончили школу, им иногда доставались удары шестом для занятий ушу. Еще одно ненавистное ученикам наказание за провинность переписывание иероглифов по многу раз. Лучше бы били, чем заставляли заносить столько иероглифов, вспоминает, смеясь, один из бывших учеников школы.
Все школьники, с которыми беседовала корреспондент, говорят, что к ним телесные наказания не применялись.
Тех, кто осуществляет ошибки, сначала вразумляют, наставляют, потом критикуют, но не бьют, говорит 15-летняя Юэ Фанфэй.
Боевой монах Шаолиньского монастыря, искусник Ши Яньчжуан тоже считает, что с учениками необходимо соблюдать строгость.
Способы контроля и управления у всех разные, у каждого есть свои особенности. Строгость тоже хорошо. Нельзя быть не строгими с учениками. Если в школе, в которой учатся пять десятков тысяч учеников, не будет системы, ничего не получится, гласит мастер.
По словам тренеров, представителей школы, выпускников и нынешних учащихся, несмотря такое количества юношей, владеющих боевыми зодчествами, драки между учениками явление крайне редкое. Практически не бывает. Если хотят драться, пускай выглядывают на поединок, найдут себе судью и пусть дерутся, сколько хотят, говорит, улыбаюсь господин Фэн Вэйфэн.
По правилам музыкалки, тренеры живут вместе с учениками в одном общежитии. За каждым тренером закреплены 40-50 учеников. Он, как правило, живет либо в соседней комнате, либо в комнате напротив. Тренеры кормятся с ними в общежитии, едят вместе с ними, поэтому они знают обо всех трениях и каких-то разногласиях между учениками. Учащиеся очень страшатся тренеров и очень уважают их, и не осмеливаются на такие поступки, рассказывает он.
Тренер художественной группы музыкалки, гастролирующей с выступлениями по всему миру и представленной самыми лучшими учениками, говорит, что отношения между одноклассниками очень хорошие, хотя временами и возникают ссоры.
Может, в плане мастерства они все очень ясным, но не нужно не думать, что это все-таки тинейджеры 17-18 лет, у них разные мысли в голове появляются, поэтому и такое делается. Возникают какие-то трения, но по прошествии многих лет между ними остается очень качественная дружба, пересказал Чжан Ху. Такие проблемы тренер старается решать, беседуя с подопечными.
Мальчики направо, девочки налево
Как рассказывает Юэ Фанфэй, которая учится в школе уже 7 лет, родители сначала не хотели погружать ее в школу боевых зодчеств, потому, что она все-таки девочка.
Эта школа очень известная. Я увидела выступление их кадет по телевизору на новогоднем концерте и захотела приехать. Родители сначала не соглашались, я все-таки девочка, но мне самой очень нравилось. Я каждый день тренировалась дома, бегала, и они все-таки согласились, вспоминает Юэ Фанфэй.
Школьницы говорят, что занятия боевыми искусствами делают их смелее, отважнее, и никакие трудности им не страшны.
Ушу для меня это полжизни. Я с детства тут занимаюсь. После воспитания ушу девочки становятся более дерзкими, открытыми. Если мы сталкиваемся с трудностями, мы не убегаем от них, а решаем. Да, мы себя называем пацанками. По сравнению с обычными девочками, мы, наверное, сильнее, мы просто так не отступаем, говорит Юэ Фанфэй.
По словам представителя школы Фэн Вэйфэна, мальчуганы и девочки в школе редко находятся вместе и открытые истории любви в школе не разрешены.
У нас раздельное обучение. Юноши и девушки обучаются в раздельных группах. У нас есть отдельные мужские и женские общежития. Конечно, может, и есть у них закулисная любовь, но отрыто, такого явления у нас нет, пояснил он.
Мы с девочками-ученицами школы просто скромные друзья, нет какой-то влюбленности, говорит 15-летний Чжан Цинь.
Секреты ушу и дорога в будущее
Отвечая на вопрос о том, не становятся ли преступниками их имевшиеся воспитанники, которые вдобавок владеют боевыми искусствами, он гласит, что такое тоже реального, но не нужно это связывать со школой.
А что, из университета Цинхуа (самый престижный университет Китая ред. ) выпускаются только хорошие люди? Неважно, какое нравственное воспитание школа дает после того, как они входят в общество, школа уже не в состоянии их контролировать. Поэтому нужно объективно смотреть на школы боевых искусств. Мы экие же, как и другие школы, только у нас на одну дисциплину больше. Не нужно смотреть на нас крайне субъективным взглядом, говорит он.
По мнению представителя учебного заведения, в школе боевых искусств у учеников можно воспитать волю, которая им очень пригодится в самостоятельной жизни в обществе.
Многие ученики в разговоре с корреспондентом пересказали, что в будущем хотят стать тренерами.
Для меня ушу это цель. Это цель и сила, какая двигает меня вперед… Каждое участие в соревновании позволяет мне расти, это не просто спорт, гласит Ян Жофэй. Я высоко о себе думаю поступить в Пекинский университет физкультуры, хочу поучиться за границей, хочу выучить английский, потом, может, смогу обучать ушу иностранцев, говорит она.
Такую же мета ставит себе и ее однокашника Цюань Линь.
Некоторые люди, какие не понимают ушу, рассуждают, что у нас красивые, впечатляющие, но абсолютные непрактичные и бесполезные движения. На самом деле это не так. У каждого движения есть смысл. Я очень люблю ушу и надеюсь хорошо отточить свое мастерство, чтобы объяснить это искусство другим людям, говорит Цюань Линь.
В соседнем со школой Шаолиньском монастыре разделяют понятия ушу и гунфу ( кунфу на кантонском диалекте).
Гунфу и ушу это разные понятия. В Китае гунфу означает время, не боевое искусство. Все, что угодно можно назвать гунфу любое усилие, даже чаепитие, любое техническое умение можно назвать гунфу, поясняет мастер Шаолиньского монастыря Ши Яньчжуан.
По его словам, гунфу обучить невозможно: учитель может обучить лишь технике, все остальное является результатом упорных тренировок.
Невозможно обучить гунфу. То, чему можно обучить это все техника, гунфу это тренировка. Все, что вы изучаете это все аппаратура, результат ваших тренировок это гунфу. Гунфу не имеет формы, его невозможно увидеть, его можно только почувствовать. Невозможно представить и обучить ему, поделился своей мудростью в беседе с искусник Ши Яньчжуан.
ВконтактеFacebookОдноклассникиTwitterWhatsappViberTelegramскачать видеоскопировать ссылкуполучить код RuptlyАфганский двойник Брюса Ли продемонстрировал мастерство кунг-фу