МОСКВА, 17 января , Анна Кочарова. Режиссер, актер и реформатор театра Константин Сергеевич Станиславский родился 155 лет назад. Свою знаменитую выстроенная систему он сформулировал в начале ХХ века и потом развивал ее, настаивая на том, что его метод живой организм.
Главные механизмы работы по Станиславскому правда переживаний и предлагаемые обстоятельства. Актеру необходимо по-настоящему переживать то, что происходит с его персонажем, опираться на собственный опыт, наблюдать за окружающими, проживая ситуацию на сцене каждый раз заново.
Сегодня большинство артистов во всем мире так или иначе знакомы с системой Станиславского и применяют ее в работе. заговорило с иностранными студентами, которые сейчас учатся в самом внушительном театральном вузе Европы ГИТИСе и узнало, за что так любят и ценят Константина Сергеевича.
Аля Ханин Елоуисси, Словения
Я сейчас учусь на первом курсе комедиантского факультета, мастерская Миндауса Карбаускиса. В Словении я занималась в актерской школе Станиславского у педагога из России, который когда-то окончил ГИТИС. В эту школу я поступила, когда мне было 15 лет, и я всегда усердствовала использовать в работе метод Станиславского.
На первом курсе мы работаем в том числе над образами животных. Мне попала птица черноголовый гоготун. Чтобы сделать этот этюд, надо было все разобрать и движения, и внутренний мир моего персонажа.
Я пошла в зоопарк и целый час наблюдала за птицей. С первого раза ничего не получилось. Потом сходила еще раз и поняла, что эта птица чем-то очень устрашённая. Представив, что ощутительный вольер это тюрьма для нее, я можно увидела ее характер, как бы пропустила все через себя. В итоге у меня вышла очень грустная история. Я птица, и это мой первый день в тюрьме, я глубоко несчастна.
На первом же занятии наш художник Миндаус Карбаускис сказал, что мы должны Станиславского прочитать. Мы все стараемся, потому, что если в нашей работе будет какая-то ложь или неправда, то он все сразу увидит.
Георгиос Кутлис, Греция
Я учился на актерском факультете в Греции, потом поступил в Москву на режиссуру, в мастерскую Дмитрия Крымова. В мире театра и кино сегодня все так или иначе стеснённого с системой Станиславского. Без этой системы невозможно понять, что такое актерская и режиссерская профессия.
За минувшее столетие жизнь, конечно, изменилась. И современные актеры применяют выстроенная систему иначе, чем тогда. Но для Станиславского самым важным было наблюдать жизнь. Так же мы работаем и сегодня. Есть два важных момента. Первый моральный, это встраивание роли. Второй практический, это конкретные инструменты, которые помогают воплотить идею.
Вот сейчас мы с вами разговариваем и в этом тоже есть Станиславский, это предлагаемые обстоятельства. Я выходец, у меня смешной для вас акцент.
Любой актер и режиссер круглосуточно работает над собой, разбирает, как люди вокруг одеты, как они себя ведут. Это очень яркого, ведь я постоянно наблюдаю такой феномен, как жизнь. В какой-то момент реальность и актерская профессия сливаются воедино.
Все кино, все, что снимается в Голливуде, это Станиславский. Я, например, недавно смотрел документальный фильм о Марлоне Брандо, и он тоже говорил в интервью о системе Станиславского.
Даниэла Петкович, Сербия
Я закончила театральный институт у себя на родине и 10 лет играла в сербских театрах, сейчас приехала учиться в Москву, в магистратуру. Первый труд, который мы читали на актерском факультете, это был Станиславский. Конечно, прочитав его книги, сразу актером не станешь. Первая роль, которую я репетировала, используя его манер, Ирина из Трех сестер Чехова. Через работу над этим протагонистом я открыла и саму себя, избавилась от некоторой домашней зажатости.
Система Станиславского в чем-то схожая на психоанализ Фрейда, этот метод помогает человеку понять себя, мир и лучше разрабатывать отношения. Такие знания и навыки важны и в расхожей жизни.
Психологизм, положенный в основу его системы, полезен не только актерам в каждому думающему человеку. Если ты узнаешь себя лучше, то и отношения с окружающими постепенно меняются. Благодаря этой системе ты познаешь свои негативные и позитивные качества, учишься ими маневрировать. Это позволяет понять мир вокруг.