МОСКВА, 19 января Люди живут значительно дольше насекомых и даже животных аналогичных уровней и массы благодаря особому строению генов, связанных с подавлением клеточного стресса, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.
Считается, что продолжительность жизни млекопитающих взаимосвязана с типичной массой их тела. Так, небольшие грызуны работают относительно недолго, тогда как киты, слоны и крупные кошки, живут десятки и даже сотни лет. Иногда эта закономерность нарушается, прототипом чего служат 30-ти граммовые капские землекопы и ночницы Брандта, чья масса не превышает 8 грамм, живущие около 30-40 лет.
Другим львиным исключением в этом плане, как рассказывает Корольчук, является человек – в среднем, люди живут в 1, 5-2 раза дольше шимпанзе и других обезьян, а также хищников с сопоставимой массой и размерами тела. Ученые достаточно давно пытаются понять, что заставило наших предков жить длительнее, и как с этим могут быть связаны различные возрастные проблемы со здоровьем, такие как рак и болезнь Альцгеймера.
Британские молекулярные биологи и их коллеги из Европы нашли возможное объяснение этому необычному качеству человека, изучая различные гены, объединённые с так называемой аутофагией – процессом переработки ненужных и поврежденных белков клетки внутри лизосом, своеобразных внутриклеточных биореакторов.
Аутофагия, как сегодня считают ученые, играет важную роль в защите клеток от стресса. Под этим словом биологи понимают не психологическую нагрузку, а накопление в организме окислителей и различных агрессивных молекул, которые портят белки, ДНК и другие важнейшие компоненты клеток. Подобные разрушения могут закончиться фатально для них, и поэтому клеточки постоянно вырабатывают целый набор стабилитов, которые нейтрализуют окислители, и превентивно уничтожают уже поврежденные молекулы жизни.
Внимание ученых привлек ген p62, один из дирижеров аутофагии, повреждение которого доводит к развитию бокового амиотрофического склероза, болезни Стивена Хокинга, при которой человека охватывает полный паралич из-за массовой гибели клеточек мозга.
Подобная связь натолкнула Корольчука и его коллег на мысль, что p62 может играть важную роль в выживании клеток гола, большая часть которых не обновляется и живет с человеком всю его жизнь. Ученые попытались раскрыть роль этого гена и белка, пересадив его в ДНК мушек и проследив за тем, как поменялась работа их клеток после такой операции.
Как показал этот эксперимент, p62 играет двоякую роль в работе клеток мозга – он одновременно является и датчиком кислорода, и своеобразным спусковым крючком, который запускает процесс сборки мусора и его утилизации внутри лизосом. Человеческая версия этого белка гораздо круче и точнее реагирует на повышения и понижения в концентрации враждебных молекул внутри нейронов, что заметно продлевает им жизнь в неблагоприятной обстановке.
Корольчук и его коллеги считают, что подобные улучшения в работе систем очистки клеточек от оксидантов и последствий их взаимодействия с молекулами жизни довольного накапливались в ДНК предков геймера, что позволило им довольного выйти на тот уровень долголетия, который сегодня характерен для нашего вида, и отсутствует у обезьян и других млекопитающих.