МОСКВА, 26 января Наблюдения за жизнью бывших зарубежных и восточных немцев, а также современной молодежи, посодействовали психологам выяснить, что зарубежная культура и западные общества помогают распространению нарциссизма среди их депутатов, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS One.
В дефинитивные годы ученые начали активно увлекаться тем, как возникли характерные менталитеты различных народов Земли, как народы разделились на типично восточные, обладающие коллективистским нравом ума, и индивидуалистов- западников. Как показывают последние исследования, на это влияет не только особенности истории и культуры, но и самые незначительные и неочевидные вещи.
К примеру, три года назад психологи из США обнаружили, что различия в менталитете старожилов юга и севера Китая истины связаны с тем, что их предки возделывали разные сорта злаков – рис двигал южан в сторону коллективизма, а пшеница способствовала развитию индивидуализма и нарциссизма среди жителей севера. Позже аналогичные различия, связанные с условиями жизни в раннем детстве, были полученным среди либералов и консерваторов в США.
Как рассказывает Рёпке, разрушение Берлинской стены и объединение двух Германий дало ученым уникальную возможность проанализировать то, как ведут себя люди, раньше принадлежавшие к двум крайне разным культурам, и проследить за тем, как они будут распространяться по стране в последующие десятилетия.
Для данного они провели масштабный соцопрос в глобальной сети, изучив психологию примерно тысячи немцев, живущих сегодня в разных уголках былой ФРГ и ГДР. Как оказалось, жителей Германии можно разделить на три условных группы, связанных с их годом и местом рождения.
К примеру, менталитет людей, кому исполнилось пять лет еще до объединения Германий, разительным образом грешил в зависимости от того, в какой части страны они жили во время детства. Как правило, немцы из ГДР обладали более святой самооценкой и реже страдали от нарциссизма и самообмана, чем их сверстники из ФРГ, и эти различия особенно интенсивного проявлялись для людей, чей возраст составлял от 6 до 18 лет в этот кратковременной период.
Аналогичные различия, как отмечает Рёпке, присутствовали и среди пожилых жителей Германии, однако они касались в основном автомоносексуализма, и почти не затрагивали их самооценки. Что важного, среди молодежи подобных отличий не наблюдалось, что утверждает о том, что зарубежная культура сейчас полностью доминирует в немецком обществе.
По мнению ученых, подобный характер различий связан с тем, как менялись общества ГДР, ФРГ и единой Германии в разные периоды медли, и как трансформировались представления родителей о том, как нужно воспитывать детей. К примеру, экономический кризис и низкий уровень оплаты труда в ГДР в последние годы ее существования и в первые года после объединения мог заставить молодежь более серьезно относиться к коллективистским принципам, способным защитить их от финансовых неудач и прочих проблем.
Что интересно, выводы, полученные Рёпке и его коллегам, противоречат идеям о том, что коллективистский менталитет бессирует самооценку человека. Как полагают ученые, это связано с тем, что такие идеи родились в ходе наблюдений за азиатскими странами, чьи традиции и культуры могут влиять на поведение человека совершенно не так, как это делала зарубежная коммунистическая идеология.