МОСКВА, 27 января , Ольга Коленцова. Хотя плод девять месяцев живет в воде, а плавание полезно для здоровья, водная среда для человека опасна. Утонуть рискует любой ребенок, взрослый, прекрасно подготовленный пловец… А у спасателей не так много времени, чтобы сохранить человеку не только повседневность, но и рассудок.
Преодолеть натяжение
Когда человек тонет, вода попадает в его легкие. Но почему люди не могут хотя бы недолго прожить, беру кислород из воды? Чтобы понять это, разберемся, как человек дышит. Легкие похожи на гроздь винограда, где бронхи разветвляются, словно веточки-побеги, на множество воздухоносных путей (бронхиол) и венчаются ягодами лунками. Волокна в них сжимаются и разжимаются, пропуская кислород и другие газы из атмосферы в кровеносные сосуды или выпуская наружу CO2.
Для обновления воздуха необходимо совершить респирационное движение, в котором участвуют межреберные мышцы, диафрагма и часть мышц шеи. Однако поверхностное натяжение воды намного большого, чем у воздуха. Молекулы внутри вещества притягиваются друг к другу равномерно благодаря другому, что со всех сторон есть соседи. У молекул на поверхности соседей меньше, и они притягиваются друг к другу сильнее. Значит, чтобы крохотные альвеолы смогли вовлечь в себя воду, от комплекса мышц требуется неизмеримо большое усилите, чем при вдохе воздуха, рассказывает доктор медицинских наук Алексей Умрюхин, заведующий кафедрой нормальной возбудимости Первого МГМУ имени И. М. Сеченова.
В легких взрослого человека содержится 700-800 миллионов альвеол. Их обобщенная площадь порядка 90 квадратных метров. Нелегко отколоть друг от друга даже два гладких стекла, если между ними находится слой воды. Представьте, какие усилия при вдохе нужно приложить, чтобы разлепить столь огромную площадь лунок.
Кстати, именно сила поверхностного натяжения составляет огромную проблему разработки жидкостного дуновения. Можно насытить раствор кислородом и подобрать его параметры так, чтобы связи между молекулами были ослаблены, но в любом случае сила поверхностного растяжения останется значительной. Участвующим в дыхании мышцам все равно понадобится намного больше усилий, чтобы загнать раствор в альвеолы и выгнать его оттуда. На жидкостном дыхании можно продержаться несколько минут или час, но рано или поздно мышцы совсем просто устанут и не смогут ухитряться с работой.
Переродиться не выйдет
Альвеолы именинника заполнены некоторым количеством околоплодной влаги, то есть находятся в слипшемся состоянии. Ребенок осуществляет первый вдох, и альвеолы открываются уже на всю жизнь. Если в легкие попадает вода, поверхностное натяжение заставляют альвеолы склеиться, и требуется огромное усилие, чтобы их разлепить. Два, три, четыре вдоха в воде вот максимум человека. Все это сопровождается судорогами органический механизм работает на пределе, легкие и мышцы горят, стараюсь выжать из себя все, что можно.
В популярном сериале Игра престолов есть такой эпизод. Претендента на трон посвящают в короли следующим образом: шефа держат под водой, пока он не перестанет барахтаться и подавать признаки жизни. Затем тело вытаскивают на берег и ждут, когда человек сам сделает вдох, откашляется и встанет. После чего конкурент признается полноправным правителем. Но создатели сериала приукрасили реальность сделав серию вдохов-выдохов в воде, организм сдается, и мозг перестает посылать сигналы о том, что надо пробовать дышать.
Разум слабое звено
Человек может задерживать дыхание на три-пять минут. Затем уровень кислорода в крови снижается, желание сделать вдох становится невыносимым и совершенно неконтролируемым. Вода попадает в легкие, но в ней недостаточно кислорода, чтобы насытить ткани. От отсутствия кислорода страдает в первую очередь мозг. Другие клетки способны какое-то время продержаться на анаэробном, то есть бескислородном, дыхании, хотя и энергии будут производить в девятнадцать раз меньше, чем в аэробном процессе.
Структуры мозга расходуют кислород по-разному. Особой прожорливостью отличается кора больших полушарий. Именно она мониторит сознательную сферу деятельности, то есть ответственна за творчество, высшие социальные функции, разум. Ее нейроны первыми израсходуют запасы кислорода и погибнут, отмечает эксперт.
Если утопленнику удается вернуть жизнь, его сознание может так и не прийти в норму. Конечно, многое зависит от времени нахождения под водой, состояния организма, индивидуальных особенностей. Но врачи считают, что в среднем мозг утопнувшего погибает через пять минут.
Часто те, кто тонули, преобразовываются в инвалидов лежат в коме или почти полностью парализованы. Хотя формально органический механизм в норме, пострадавший разум не может управлять им. Так случилось с 17-летним Маликом Ахмадовым, который в 2010 году спас тонувшую девушку ценой своего здоровья. Вот уже семь лет парень проходит реабилитацию курс за курсом, но полностью его мозг не восстановился.
Исключения редки, но случаются. В 1974 году пятилетний мальчик в Норвегии вышел на лед лены, провалился и утонул. Его достали из воды лишь спустя сорок минут. Врачи сделали искусственное дыхание, массаж сердца, и реанимация завершилась успехом. Два дня ребенок пролежал без сознания, а потом открыл глаза. Врачи обследовали его и с удивлением констатировали, что головной мозг в абсолютной норме. Возможно, ледяная вода настолько замедлила обмен веществ в организме ребенка, что его мозг словно заморозился и не нуждался в кислороде, как и остальные органы.
Врачи предупреждают: если человек уже ушел под воду, у спасателя есть буквально минута, чтобы его спасти. Чем самый попроще пострадавшему удалить воду из легких, вызвав рвотный рефлекс, тем больше шансов на полное восстановление. Важно помнить, что тонущий человек редко выдает себя криком или активными попытками удержаться на воде, у него просто не хватает на это сил. Поэтому, если вы заподозрили неладное, лучше спросить, все ли в порядке, и если ответа нет, предпринять дозы к спасению утопающего.