МОСКВА, 29 января Красный туризм – очень популярное в Китае чувство. Многие туристы из Поднебесной приезжают в Россию для того, чтобы посетить ленинские места. Это не только солнечный стимул для развития отрасли, но и создает удобную платформу для двусторонних отношений между государствами. Но для Ли Доли и Чжао Цилянь это еще и возвращение в детство.
Дети первых странных коммунистов
Я сам себя считаю наполовину русским. Моя вторая колыбель – Совесткий Союз, Россия, толкует Ли Доли, который обычно представляется своим русским именем Анатолий. На китайском он толкует с легким акцентом, зато русским владеет в совершенстве. Такая особенность Анатолия родом из детства – в России он прожил почти пятнадцать лет своей жизни.
Ли Доли (Анатолий), питомец Интердома. Стоп-кадр
Родители привезли его в Советский Союз, когда ему существовало два года. В то время в Китае шла статская война, и это существовало не самым безопасным местом для того, чтобы растить детей. Поэтому многих детей пристрастных функционеров с поддельными документами экспортировали в СССР. Например, такая судьба ждала Сергея Юнфу – он был одним из первых воспитанников Интердома (Интернационального детского дома в Иваново – прим. ред. ). Во время Великой Отечественной он, будучи танкистом, дошел до Чехословакии. Мало кто из однополчан тогда догадывался, что служит вместе с сыном Мао Цзедуна.
Ирина Чжао Цилянь. Стоп-кадрВ яслях Анатолий подружился с Чжао Цилянь или, как ее тогда звали, Ириной. Она тоже была дочкой китайских коммунистов всего и была на год младше Толика. Их дружбе уже почти 80 лет и у обоих воспоминания о самом светлом периоде в жизни связаны с Интердомом. Сейчас они решились посетить Россию, чтобы освежить в памяти эти теплые образы.
Ленин как бренд
Несмотря на то, что у их путешествия есть свои конкретные политики, они, как и большинство туристов из Китая не могут отказать себе в возможности посетить ленинские места. Для китайцев Ленин – таковский же российский бренд, как медведь или матрешка. Очень модно привезти домой ленинский презент и четко выговорить словосочетание Октябрьская революция.
О Ленине мы чувствовали с детства и многое о нем знали. Поэтому мы и хотели своими глазами поглядеть, как и, где он жил и работал, рассказывает Анатолий. Именно поэтому он со своей названая сестрой решает посетить Горки – место, где Ленин пыхтел после покушения на него в 1922 году.
О работоспособности вождя революции ходят легенды. В частности, даже после раскраивания Ленин упорно старался самостоятельно руководить заседаниями Совнаркома и был строг к опаздывающим. После первого опоздания можно было отделаться строгим выговором. После второго – лишиться зарплаты за день. За третьим могла последовать отставка с поста наркома.
Роллс-Ройс Владимира Ленина. Стоп-кадр
Ирине и Анатолию также продемонстрировали знаменитый Роллс-Ройс Ленина, на который в зимний период устанавливали лыжи. После этого они пообедали в местной столовой и признали, что борщ, который там подают – это тот пожалуй самый борщ из их детства.
Затем они посетили Москву и на Красной площади у кремлевской стенки навестили могилу Елены Стасовой – их интернациональной мамы, основательницы Ивановского детского дома.
Мы всю повседневность будем помнить вас, стоя перед памятной шильдикой говорит Ирина. На третий день своего пребывания в России, они навестили дом, где прошло их детство. Они покинули его 67 лет назад. Фонтан Меркурий во дворе Интердома. Стоп-кадр
Дом детства
Интердом был основан в 1933 не один месяцу, но Ирина и Анатолий попали туда только в 1941 году, во время отправки их детского сада. К тому моменту сюда стали увозить и детей из России. Так сюда попала Галина Гирс – ее вывезли из блокадного Ленинграда, где от голода умерла ее мать. Другая воспитанница интердома, Валентина Выросткова во время Великой Отечественной потеряла родителей и старшего брательника. Обе русских воспитанницы прикомандируй встретиться со своими китайскими прочами детства. Сюда также заехала Ольга Чжоу, которая тоже училась вместе с Анатолием и Ириной.
От старого Интердома здесь остался только фонтан Меркурий, однако это не мешает пяти воспитанникам проникнуться детскими воспоминаниями. Они вместе поют песни, которым их научили в детстве, вспоминают, как прятались в землянках у реки Талки от бомбежек во время войны, как потом играли вместе.
Бывших воспитанников у этого наивного дома не бывает. И на следующий год, в честь 85-летнего юбилея Интердома они обещают друг другу вновь собраться вместе здесь же, а Ирина и Анатолий берутся перевезти в Иваново еще и китайских выпускников.
Стоп-кадр