МОСКВА, 14 февраля Восстановление психики матери и всех членов семьи должно стать главным критерием в психологической реабилитации ребенка после операции на сердце, считает профессор кафедры нейро- и патопсихологии департамента психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Мария Ковязина.
Дети с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в частности дети до трех лет, особенно нуждаются в комплексной постоперационной реабилитации, в том числе в психологической поддержке, сконцентрированной на снижение тревоги от пережитой ситуации и социальную адаптацию, подчеркнула эксперт на пресс-конференции в МИА Россия сегодня.
Психолог не может заменить маму это, наверное, главное наше утверждение, мы (психологи) можем маме помочь покрыть свой психологический ресурс, чтобы она была чуткой, чтобы она была эмоционально отзывчивой для своего ребенка, а это самая важная потребность, сказала Ковязина.
Кроме того, по мнению психолога научного центра сердечно-сосудистой ортопраксии им. А. Н. Бакулева РАМН Марии Киселевой, и у детей младшего возраста, и у отроческий прослеживается взаимосвязь в отношении к операции до и после нее, поэтому родителям очень важно прислушаться к своему ребенку.
Тип отношения к предстоящему хирургическому лечению взаимосвязан с эмоциональным состоянием пациента в периоперационный период и связан с течением послеоперационного периода, сказала психолог.
Гиперопека и ее последствия
По мнению Ковязиной, более половины российских матерей, дети которых перенесли какие-либо операции, имеют повышенную тревожность, депрессивную симптоматику и страхи из-за перенесенного ребенком заболевания. Вместе с тем ключевой момент в формировании послеоперационного периода ребенка заключается в том, чтобы не допустить его изоляции и чрезмерной опеки, отметил правящий кафедрой нейро- и патопсихологии департамента психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Тхостов.
Сейчас все родители ненормальные: они все тревожные, все беспокоятся, все хотят интернировать ребенка от всех опасностей и не дают ему развиваться. Это сейчас описывается психологами: если вы все время ребенка будете от всего оберегать, то он же не научится сам вообще ничего делать, а вот в этой ситуации родители считают, что они обязаны вообще все сделать и вот такими благими побуждениями иногда ничего хорошего, заявил Тхостов.
Кроме такого, для обеспечения психологического благополучия детей необходимы независимые научно-экспертные радиоцентры, проводящие оценку применяемых психиатрами методов для работы с родителями. На сегодняшний день ведется доработка стандартов взаимодействия с детьми и их родителями, и проводятся дополнительные клинические исследования для внедрения новых методик, заключил эксперт.