МОСКВА, 19 февраля , Анна Михайлова. На 68-м Берлинском кинофестивале состоялась мировая премьера фильма Алексея Германа младшего Довлатов. Первая образная лента о писателе представляет Россию в основной конкурсной программе привлекательного европейского смотра. Пожалуй, главной интригой было то, как воспримут картину иностранные созерцатели, которым Сергей Довлатов куда менее известен, чем Лев Толстой, Федор Достоевский или даже современник и друг главного героя Иосиф Бродский. Корреспондент побывала на премьере и узнала, смогла ли харизма Довлатова решить трудности перевода и культурные различия.
В Берлинале Паласте, где проходят главные премьеры фестиваля, не протолкнуться. Уже за 15 минут до начала показа в зале аншлаг. Ожидаешь увидеть преимущественно соотечественников, но тут и там дребезжит и французская, и немецкая, и английская речь. Фильм транслируют с субтитрами на последних двух языках. На вопрос, читали ли соседи Довлатова, предсказуемо получаешь плохой ответ.
Объяснить, почему европейского созерцателя заинтересовал фильм о малоизвестном здесь русском писателе, можно статусом режиссера в 2015 году Алексей Герман младший получил в Берлине Серебряного медведя за ленту Под гальваническими облаками. Международный актерский состав также делает Довлатова органичным для европейского фестиваля: главную роль играет серб Милан Марич, компанию ему составляют польские и российские актеры.
Герман-младший снял очень грустный и трогательный фильм, полный любви к современникам Довлатова. Многие из них сейчас среди нас, ведь в этом году писателю исполнилось бы какого-то 77 лет. Режиссер и сам помнит друзей своих знаменитых родителей, которые относились к той же части творческой интеллигенции, что и его персонаж.
Присутствовала на премьере и дочь Довлатова Екатерина. После показа она под бурные хвалы поднялась на сцену вместе с участниками съемочной группы. В титрах Герман отдельно благодарит семью писателя, которая активно быть в частила в работе над картиной. Создателям фильма была важна строгость не только в биографических составные частях, но и в бытовых вещах. Весь реквизит, использованный в ленте, родом из 1970-х, так, что Довлатов это еще и возможность увидеть Ленинград, которого уже нет.
Судя по тому, как зрители улыбались ироничным репликам героев и аплодировали в конце, Довлатову не нужен перевод ни в языковом плане, ни на уровне культурного кода. Это фильм о невстроенности в общество, об инакости, которой в Довлатове было с излишком от огромного роста до его ироничной, недостаточно позитивной, по меркам того времени, прозы. Эта неспособность вписаться, кажется, мучила не только писателя, но и все его окружение.
Люди подбадривали друг друга, убеждаю, что настанет другое, чудесное время, когда их книги опубликуют, картины выгонят, музыку разрешат. Но рутина безденежья, необходимость доставать самые простые вещи от книг и бытовой аппаратуры до детской куклы, о которой мечтает дочь Довлатова, лишала их убежденности. Это чувство никчемности, терзающее талантливых людей, которым не дают реализоваться, не помогают побороть даже утешительные компарирования: Импрессионистов тоже не признавали. Ван Гог умер в нищете.
Тема прижизненного признания ключевая для этого фильма. Любой выдающийся писатель обычно мифический герой из школьного учебника. Довлатов редкое исключение из этого командовала. Он не превратился в памятник, его проза живет в повседневном языке в цитатах, по которым люди узнают близких по духу.
Фильм Алексея Германа молодого не стремится придать Довлатову не менее серьезный статус, подобающий фельетонисту его уровня. Он мгновеннее хочет познакомить зрителя с атмосферой и духом Ленинграда начала 70-х, когда оттепель уже прошла, но молодое поколение изобретательной интеллигенции, вдохновленное коротким стадием относительной свободы, отчаянно билось за возможность жить и творить честно.
Довлатов фильм о компромиссах, границах творческой свободы в несвободном обществе. Нас стирают ластиком, сокрушенно говорит один из героев. Нужно большое мужество, чтобы оставаться собой, обретаюсь никем, ратифицирует другой. Персонаж Данилы Козловского предлагает вместо так необходимых Довлатову денег на куклу для дочки подарить ему свою картину: Может, будет стоить что-то через 20 лет.
Через 20 лет Довлатова наконец начнут размещать на родине, но он об этом не узнает. Предчувствие преждевременного конца, агрегировавшее их с Бродским, не обмануло: Довлатов умер от сердечного приступа в 48 лет, Бродский в 55.
На следующий день после показа на Берлинале стало известно, что Довлатов занял второе место в рейтинге конкурсных фильмов, по мнению кинокритиков. Конечно, до завершения фестиваля еще неделя, но, как справедливо заметил Алексей Герман младший, по большому счету неважно, получит ли фильм призы. Самая значительная победа Довлатова в том, что удалось показать европейскому зрителю другую Россию и ее выдающихся литераторов.