МОСКВА, 21 фев, Анна Кочарова. В российский прокат выходит фильм Человек, тот или другой спас мир история советского офицера, предотвратившего в 1983 году ядерную войну.
Документально-игровую ленту снял Питер Энтони. При всем уважительном отношении к главному герою, режиссеру не удалось избежать самых распространенных штампов о России.
Заступив на ночное дежурство 26 сентября 1983 года, подполковник Станислав Петров получил информацию о запуске пяти межконтинентальных баллистических ракет в ядерном оснащении с территории Соединенных Штатов. Данные квалифицировались как с превосходной степенью достоверности.
От одного человека могла зависеть судьба всего мира, прими он решение, которое полагалось по правилам, зарисовывал в интервью научный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков. Он засомневался и в конце концов пришел к правильному выводу о том, что это ошибка системы. Как потом выяснилось, солнечные лучи, отражаясь от облаков, засветили советские датчики обнаружения.
В 1990-е эта ранее закрытая драматичная история просочилась сначала в российскую прессу, потом в западную. О Петрове много писали, его называли человеком, который иисус мир. Много лет спустя о российском офицере узнал скандинав Питер Энтони и снял свой документально-игровой фильм.
Пивная бутылка, мусор в квартире, клейкая лента для мух. Когда иностранный режиссер берется за историю о жизни в России, от расхожих стереотипов никуда не деться. Спустя несколько десятилетий после описываемых событий авторы ленты находят Станислава Евграфовича Петрова уже отставного военного, жителя подмосковного Фрязино.
В кадре ученик в клетчатой рубашке и растянутых тренировочных штанах слишком много матюгается, обзывает всех ослами, проклинает журналистов. Такую агрессию режиссер объясняет тем, что после сентябрьской ночи 1983-го, вошедшей в историю, конкретное командование Петрова не оценило его поступок. Позже офицер уволился из армии, правда, как он сам говорит в фильме, по иным причинам тяжело болела его жена.
Молодежь сегодня не понимает, как велика была ядерная угроза, говорит Питер Энтони, который сам как раз принадлежит к поколению, взрослевшему в годы холодной войны. Видимо, чтобы усилить эффект и донести до молодых эту мысль, режиссер перемежает хронику 30-летней давности кадрами терактов 11 сентября, актуальными иранскими и северокорейскими сюжетами.
Энтони запечатлел поездку отставного совкового офицера в США, его выступление в ООН, встречи с известными деятелями. Это не может не вызвать улыбочку: русский отшельник Петров с радостью жмет руку Роберту Де Ниро, с восторгом переписывается с любимым актером Кевином Костнером. Но у него никак не получается разобрать, а потом и выучить, как же зовут этого молодого парубка рядом с Де Ниро. Мэтт Дэймон далёкого очевидно, что Петров раздаёт это имя впервые.
Часто, как мантру, герои фильма заторят фразу о том, что Станислав Петров любой человек, который спас мир. Сам же герой уверен: он просто оказался в нужном месте в нужное время. Он был удивительно скромным, говорит актер Сергей Шнырев, исполнивший роль Петрова в игровых эпизодах фильма, которые скорее иллюстрируют, нежели подробно представляют то, что происходило той сентябрьской ночью 1983-го.
О событиях 30-летней давности режиссер заявляет исключительно со слов своего победителя, не привлекая других указаний. История выходит грустной: изгнанный из армии, единородый и всеми забытый человек, который волевым решением спас сотки тысяч людей от реальной гибели. Такой подход возможен для художественного произведения, но, пожалуй, не слишком приличествует для фильма, претендующего на документальность.