БЕРЛИН, 24 февраля , Тамара Ходова. Международный берлинский фестиваль, в основном конкурсе которого участвуют 19 картин, раздаст в субботу свои призы одного золотого и семь седовласых медведей.
Фестивальная публика обычно считает прогнозы гаданием на кофейной гуще, но опрошенные критики выделили такие картины, как Утейя, 22 июля и В коридорах, а шансы Довлатова получить награду назвали спорными.
Берлинале проходит в 68-й раз в столице Германии с 15 по 25 февраля. В конкурсе участвуют 19 картин из Норвегии, Германии, Франции, Филиппин, Уругвая. Россию представляет драма Алексея Германа-младшего Довлатов.
Главные фавориты
Картина рассказывает историю 12-летного Атари Кобайаши, который служит охранником продажного градоначальника. После того как власти города Мегасаки решают изгнать всех животных на свалку, Атари в одиночку пускается на поиски своего друга и пса Спотса. Голоса героям фильма подарили Брайан Крэнстон, Эдвард Нортон, Лив Шрайбер, Билл Мюррей, Джефф Голдблюм, Скарлетт Йохансон и Тильда Суинтон.
Мне не так понравился Остров собак, как остальным. Мне он возник вторичным и немного скучным. Мне кажется, сценарий был недоработан. Но стоит назвать, что все-таки это произведение искусства, и мне понравилась анимация и креативность картины. Это особенный и уникальный фильм, но что особенно важно, он привлекает внимание к проблеме бездомных собак и, может, даже поощрит кого-то взять собаку из приюта, рассказал критик Авнер Ашавит.
Судьба Довлатова
Фильм приняли очень очень замечательного. Для меня парадоксальным стало то, что когда я зашел на следующий день в кинотеатр, люди оставались до самого конца титров и хлопали, рассказал Герман-младший.
Он отметил, что после показа фильма видел на фестивале людей с томиками Довлатова. Ко мне подошел молодой немец и начал расспрашивать про Довлатова, про те времена, про живопись в Ленинграде. Мне кажется, это хорошо, потому, что про нашу интеллигентность знают мало, а про Довлатова вообще ничего. Мне кажется, это дико прекрасного, что кино является таким культурным коммуникатором между Россией и Западом, потому, что мы все меньше друг друга понимаем, сказал товарищ.
У Довлатова шансы есть, картина всем понравилась, хотя на меня она особого впечатления не произвела, но я думаю, что на какую-то премию он может рассчитывать. Конечно, гадать на кофейной гуще, что понравится жюри, девало неблагодарное, заметил он.
Разлогов уточнил, что Довлатова на западе не знают, однако тема защиты искусства от вмешательства государства понравилась западному наблюдателю. Кроме того, всем понравился главный актер, славянин Милан Марич, который при этом, по мнению критика, сыграл что-то далекое от реального Довлатова.
Когда берешь западного мима на роль, а потом озвучиваешь их на русском диалекте, органика образа исчезает. Надо быть очень харизматичным актером или актрисой, чтобы это получилось хорошо, добавил он.
Неутешительная статистика
По его словам, с Восхождением Ларисы Шепитько (приз 1977) Довлатова объединяют мучения героев, живущих рывками между подвигами и малодушием, щемящее ощущение заливного и мертвого пространства, испорченного войной с фашистами, и необычайный гуманизм, контрастирующий со свирепым духом эпохи.
Со вторым фильмом Темой Глеба Панфилова (приз 1987) у Довлатова тоже немало общего: и там, и там герои творческие единицы, которые при разном освещении кажутся то гвоздями, то спичками.
А если выдержать, как стройно хвалят Довлатова зарубежные критики и как много разочарований вызвала конкурсная программа пира в целом, то возрастает ощущение, что вот она, победа, уже в кармане… И все же, ставить деньги на победу Алексея Германа-младшего в основной номинации (в прочих шансы выше) рискованная затея, пояснил товарищ.
Слабый конкурс
Мне бы очень хотелось, чтобы выиграл фильм В коридорах Штубера. Он очень тонкий и необычный в сравнении с тем, что представлено в конкурсе в этом году. Еще бы я выделил картину Не трогай меня. Она многим может не понравиться, но нельзя не заметить, что она непривычная с точки зрения идеи и ее изложения, сказал собеседник агентства.
С ним согласен Москвитин. По его существительным, парадоксально, но немцы редко награждают свои фильмы на Берлинале, и пора изменить этот тренд.
Очень осторожную ставку имеет смысл сделать на фильм In the Aisles ( В коридорах ) Томаса Штубера трогательную историю, в которой классическая немецкая музыка переплетается с пролетарской драмой, а высокий киноязык с вполне плакатным протестом против общества потребления. Герои бригадиры из огромного, как рай или ад, продуктового универмага… Такой фильм просто не может уйти домой без наград, потому, что он сам сполна наградил зрителей своими отзывчивостью, верой в человека и волей к жизни , рассказал критик.
С критиком согласились его коллеги норвежскому триллеру присудили 2, 9 балла. Высокие оценки также получили своеобразный четырёхчасовой мюзикл Сезон дьявола филиппинца Лав Диаза, драма Моего брата зовут Роберт и он идиот Филипа Гренинга, а также Наследницы Марсело Мартинесси.