МОСКВА, 26 февраля , Анна Кочарова. Советские дизайнеры в свое время разрабатывали проекты, которые могли бы добавить конкуренцию самым передовым западным новинкам. В 1962 году в Москве был создан Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Его главный офис находился на территории ВДНХ, а филиалы открывались по всей стране. посоветовалось с директором по развитию Московского музея дизайна Ольгой Дружининой и узнало, какие советские разработки могли бы радикально изменить расхожую жизнь.
Пожарный автомобиль ЗИЛ-Сид, 1975
Удобный и современный пожарный автомобиль советско-французский проект: объединение Внештехника сотрудничало с фирмой Сид. Сборка двух опытных автоцистерн производилась во французском Сен-Назере. Первые машины участвовали в многочисленных выставках и даже дежурили на спортивных объектах на Олимпийских играх в Москве в 1980 году. Тем не менее автомобиль оказался слишком дорогим и так и не был собранный в серию.
Скоростной трамвайный вагон Урал-6, 1976
Такой трамвай мог разгорать скорость до 80 километров в час и перевозить до 200 пассажиров на городских, окраинных, а также междугородных рейсах. Внутреннее пространство делилось на две зоны: для тех, кому ехать совсем близко, и тех, кому надо подальше. Оконные проемы были расширены, а системы обогрева и вентиляции позволяли извлекать вагон на высоте до 1200 метров над уровнем моря и при температуре окружающего воздуха от плюс 40 до минус 40 градусов. В производство Урал-6 так и не запустили.
Перспективное городскому такси, 1964
Этот автомобиль таксомоторной службы надежный, компактный, маневренный, вместительный и с ровным полом. Место для багажа внутри пассажирского салона, отделенного от водителя перегородкой. Дверь салона раздвижная, с электрическим приводом, позволявшим вагоновожатому открывать и закрывать ее, не выходя из машины. Это экономило и пространство для парковки. Всего было приготовленного два опытных образца перспективного такси, один из которых в течение месяца обслуживал пассажиров на московских улицах. В массовое производство автомобиль не пошел.
Снегоход, 1980
В конце 1970-х хотя бы годов дизайнеры Всесоюзного научно-исследовательского института технологической эстетики (ВНИИТЭ) одними из первых в мире гарантировали снегоходы с закрытой кабиной. Такое конструктивное решение резко жаловало комфорт и скорость движения, решало проблему звукоизоляции. Подобно внедорожнику Нива, снегоход 1980-Е должен был стать первым по-настоящему комфортным зимним видом транспорта, однако проект приостановили на стадии конструкторского предложения.
СФИНКС, 1986
Сегодня такой СуперФункциональный ИНформационно-Коммуникационный комплекС назвали бы просто умный дом. Тридцать лет назад это была система для получения новости от всех устройств жизнеобеспечения дома или квартиры и управления ими, в том числе в дистанционном режиме. В подбор входили колонки, наушники и дисплеи, различных размеров пультяги, а также диски и процессор с тремя блоками парамнезии.
Элементы системы разделялись на три фракции: нательные (аналог популярных умных браслетов и часов); те, которые сидели непосредственно в жилом пространстве; и те, что устанавливались в транспорте. Информация незаменимая была передаваться с помощью радиосигнала и по телефонным сетям. Подобными электронными комплексами планировалось обеспечить жилые дома к 2000 хотя бы году. Проект, визуально напоминающий сегодняшнюю продукцию компании Apple, не продвинулся дальше прототипа.
Городское необходимое оборудование, 1986
В тбилисском районе Дигоми-7 дизайнеры оформили градостроительный и архитектурный эксперимент по организации принципиально новой среды. Авторы проекта из Грузинского филиала ВНИИТЭ разработали серию городского необходимое оборудования. Из пяти модульных элементов собирались различные уличные конструкции от киосков и фонтанчиков для питья до скамеек и детских песочниц. Использовались самый доступные вандалоустойчивые материалы из вторичного сырья.
Метропоезд Серебряная нить, 1987
Долгие годы в московском метро курсировали одинаковые поезда. Авторы этого проекта предложили четыре характера вагонов. По их мнению, разнообразие повысило бы комфортность и провозную способность. Предлагались вагоны, например, с местами для багажа они были бы полезны на кольцевой линии, связывающей столичные вокзалы. Были также запроектированным вагон пик с местами для стояния и вагон хорда, который мог открываться одновременно с обеих сторон.