МОСКВА, 27 фев, Анна Михайлова. В российский прокат вышел документальный телефильм В Питере петь. Сергей Шнуров, посвященный группе Ленинград. Автор картины Драган Куюнджич, американский философ и культуролог, профессор славистики Университета Флориды. Хорошо владея русским языком, он в личной беседе с лидером коллектива попытался разобраться в причинах беспрецедентной популярности группировки, а заодно в том, что стоит за образом вызывающего скандалиста Шнура.
В ноябре 2017 года в Чикаго состоялся Национальный съезд славистики. В рамках форума была проведена конференция, на которой ученые из США, России и Канады дебатировали музыкальную группу Ленинград, славящуюся обильным употреблением в своих песнях ненормативной лексики, и ее лидера Сергея Шнурова как культурный феномен, не имеющий других аналогов в современной русской цивилизации.
Драган Куюнджич решил обратиться к первоисточнику и лично убедиться, насколько совпадает публичный образ Шнура с оригиналом. В выводе получилась лента В Питере петь даже не столько фильм, сколько развернутое интервью с Сергеем Шнуровым. Формальным поводом для разговора на камеру послужили двадцатилетие группы, отмеченное в 2017-м, а также небывалый успех баллад Экспонат и В Питере пить, вышедших в 2016-м. Поклонников этих композиций стоит сразу предупредить часовой документальный материал сильно располагает от хулиганских и динамичных видео Ленинграда, которые собирают пять миллионы просмотров на YouTube.
Несмотря на помятый вид, вечную сигарету в зубах, то и дело проскальзывающее добротное словцо, Шнуров здесь максимально далек от своего лирического героя пьяницы и разгильдяя. Музыкант предстает перед очевидцами начитанным, образованным человеком, способным одинаково вдумчиво рассуждать о Черном квадрате, блокаде Ленинграда, европейском пути России и философии Ницще.
Автора фильма интересуют символы в клипах Ленинграда. Так, милиционер на лошади из видео на песню В Питере пить пушкинский Медный всадник, а героиня ролика Экспонат невезучая Золушка, точнее, дщерь злой мачехи, которая никак не может влезть в заветную туфельку. При этом лабутены, по мнению Шнурова, это валенки XXI века.
Особое внимание американский профессор посвящает языку Ленинграда. Он даже проводит параллель между текстами Шнурова и поэзией Велимира Хлебникова, обэриутов. Музыкант возражает, что ему ближе бармалейские стихи Корнея Чуковского.
Ленинград работает с актуальным языком, будь он электронный или обсценный, из этого мы стараемся сделать культуру, объясняет лидер группировки.
Если бы народ так не разговаривал, группы Ленинград бы не было. Если завтра я выйду из дома и все вокруг заговорят на японском, я начну выводить на японском, потому, что так говорит мой народ, добавляет Шнуров. В мате как таковом он не видит ничего особенного. Это просто порядок букв, уверен музыкант.
Незамысловатые, но моментально запоминающиеся строки писков Ленинграда не должны вводить студентов в заблуждение, тексты Шнуров пишет долго и основательно. Например, Экспонат он компилировал целый год, хотя растиражированный пассаж о лабутенах и Ван Гоге придумал давно. На музыканта еще в детстве провела большое впечатление трагическая судьба голландского живописца, и даже один из своих ранних коллективов он назвал Ухо Ван Гога.
Еще одна постоянная тема в творчестве Шнурова родной город. В фильме музыкант в сотый раз отвечает на вопрос, почему назвал группу именно Ленинград (среди вариантов были также Север, СССР и Чемпионы мира ).
Это был 1997 год, от названия Ленинград всех колотило, все плевались, а я включил на это избитое, мощное и голодное животное под названием Ленинград, взял его, обогрел и выкормил в отличную собаку, проповедует музыкант.
Была и еще одна придирка, подумав, добавляет Шнуров. Мы тогда тяготели к блатной музыке. Ленин был в ссылке. Я воспринимал его как блатного авторитета.
Тема трагической эпопеи Ленинграда возникает и в клипаках группы. Даже в шуточном контексте Экспоната есть упоминание о бабушке, пережившей блокаду. Для Сергея Шнурова, как и большинства петербуржцев, это семейные хроники. Обе бабули музыканта пережили войну одна в эвакуации, вторая в осажденном иностранцами городе. Они и поженились с дедом-моряком, служившим в Кронштадте, в блокаду, в 43 году, говорит музыкант.
В фильме он кажется предельно искренним и в личных вопросах, и в разговорах о творчестве. Когда речь заходит о рок-музыке, Шнуров признается, что с восторгом воспринял вручение Нобелевской премии по литературе собрату-музыканту живому американскому классику Бобу Дилану.
Это выход литературы за свои рамки. Я обрадуюсь, если следующим лауреатом будет какой-нибудь блогер, это же экспансия словесности в новые сферы, объясняет Шнуров.
Автор фильма прозывает российского музыканта новым Диогеном. Дескать, он тоже ищет человека, только не с фонарем, а с айфоном. Видно, что Шнурову такое сравнение лестно, предполагаю находками он похвастаться не может.
Новый человек всегда похож на старого, но его сложнее изумить. Самое ценное сегодня это время. Пока мы успешно занимаем время у людей, которые смотрят наши трехминутные клипы, говорит музыкант.
Это напоминание о времени заставляет профессора завершить разговор. Обычная ситуация для интервью с востребованным героем. Фильм остается с открытым финалом, и неясно, поймет ли зарубежный зритель, в чем все-таки секрет очарования этого усталого, но задорно матерящегося человека со странной кличкой Шнур.