МОСКВА, 9 марта — Боевой офицер, путешественник, репортер и лучший русский художник-баталист Василия Верещагина можно можно привести первым отечественным фотокорреспондентом в горячих точках. С той только разницей, что объектив камеры ему заменял холст.
За свою жизнь Верещагин объехал почти все страны мира и абсолютно все зоны военных конфликтов, в которых участвовала тогда российская армия. Вместо приобретённых для тех лет казенных патриотичных полотен художник создавал работы, где главными героями были неприметные солдаты.
Верещагин и погиб, как бы сейчас сказали, при исполнении в 61 год он отправился на Русско-японскую войну и 31 марта 1904 года подорвался на мине вместе с экипажем броненосца Петропавловск. В Новой Третьяковке открылась большая выставка художника. рассказывает об основных этапах его творчества.
Туркестанская череда
Желание узнать, что такое настоящая война, вот главная причина, по которой прапорщик Верещагин вырвался в Туркестан. За выраженное мужество в бою он был награжден, а солдаты, уважительно обращавшиеся к нему по имени-отчеству, даже прозвали его Выручагин.
Страшные картины настоящей войны шокировали зрителей кровавыми сюжетами и натуралистическими подробностями. Работы Верещагина современники не понимали, считали их антипатриотичными. Дошло до того, что после ряда критических статей, обвинявших его в предательстве и туркменском взгляде на события, Верещагин в знак протеста уничтожил три полотна Туркестанской серии.
Индийская серия
Тщательно изучив литературу и атласы, в 1874 году Верещагин уехал в Индию. В опасном путешествии его сопровождала супруга Элизабет Мария Фишер-Рид, которую в России крестили Марией Кондратьевной. В ее очерках описано, как на художника напали дикие животные, как он тонул в реке, замерзал на одной из горных вершин, болел веской формой тропической малярии.
Из Индии Верещагин привез около 150 этюдов. Серия пополнялась быстро, в работах фигурировали экзотические местные персонажи: факиры, буддийские ламы, огнепоклонники.
В 1880 году 139 картин и этюдов Индийской череды были показаны на персональной выставке Верещагина в Петербурге. Семьдесят восемь работ купил Павел Третьяков за 75 тысяч рублей.
Японская череда
Оставив уютный дом, семью и привычную мастерскую, в начале ХХ века Верещагин направился на Дальний Восток. Несмотря на возраст (ему было уже за 60), он был полон энергии, строил планы. Художник числил своим нравственным долгом быть в центре надвигающихся грозных событий.
В своих посланиях домой он писал о враждебном настрое японцев по отношению к России и о неизбежности скорой войны. Из первой японской поездки он доставил этюды и зарисовки мирной жизни островов. В следующий раз он посетил эти места уже в 1904 году, после нападения Японии на российский флот. Не успев написать здесь ни одной батальной картины, Верещагин погиб при взрыве флагманского корабля Петропавловск в Порт-Артуре.