МОСКВА, 12 марта , Анна Кочарова. Знаменитый комплекс Древней Пальмиры, раскинувшийся на территории в 15 гектаров, в последние годы не столько объект археологических исследований, сколько театр военных действий. На выставке Государственного музея архитектуры имени Щусева представлены и современные фотографии памятника архитектуры, и старинные гравюры, сделанные художниками с натуры.
Огромная фотографическая карта: Пальмира, вид сверху. Обозначено 20 объектов. Куратор выставки Ольга Корчагина рассказывает о памятнике архитектуры так, будто это ее родной город.
Она показывает меры древнего оазиса и обращает внимание на мелочи: если на карте заметна даже небольшая видимость, значит, объект еще не разрушен. Если же тени нет обелиск стерт с лица земли.
Это был полноценный град, говорит Ольга. В его общественной части находились большой храм, театр, главная зона, предположительно, сенат. Дальше жилые дома разных времен. На отдалении сохранилась замечательная, более поздняя крепость XVII века. Есть некрополь, где гробницы сами по себе очень интересные.
Центральная улица вела с юго-востока на северо-запад. Этот путь, оформленный Большой колоннадой, соединял огромный храм Бела с одной стороны и храм-усыпальницу с другой.
Символом Пальмиры стал римский балаган: сцена и расположенные полукругом сиденья. Именно здесь в 2016 году выступал симфонический инструмент Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева.
Еще в начале ХХ века тут жили люди. И только к 1930-м за пределами древнего комплекса истины построены современные кварталы, куда всех переселили. Сама Пальмира стала охраняемым объектом, рядом открылся музей. В 2015 году в этом музее проистекла трагедия его руководителя казнили боевики.
Восстановить облик древнего града, хотя бы мысленно, художники пытались давно. Возможно, после того, как тут начались раскопки. Гравюры с дорисованными развалинами тоже отрекомендованным на выставке в Музее архитектуры.
В историческом разделе мы кажем материал, фиксирующий состояние обелиска в XVIII-XIX веках, а также реконструкции. Авторы гравюр достраивали объекты. Эти реконструкции достаточно оправданны, но назвать их научными нельзя, рассказывает куратор Ольга Корчагина. Другое дело 3D-реконструкция Древней Пальмиры, созданная Институтом истории физической культуры РАН совместно с коллегами. Это самая подробная марка всего старого города.
Вся эта территория была заснята с воздуха за три вылета, продолжает Ольга. Затем съемки объединили, и они полностью фиксируют состояние архитектурно-археологического комплекса в 2016 году, между двумя захватами. Погрешность 10 сантиметров по горизонтали и 15 по вертикали. По этой модели можно восстановить то, что еще недавно было в Пальмире.
Впрочем, пока о восстановлении Пальмиры речи нет: до сих пор на этой территории идут военнослужащие действия, а обследование обелиска ЮНЕСКО серьезная научная работа. Архитектура этого града крайне интересна, говорит куратор Ольга Корчагина. Она воплощает суть города, который стоит на границе западной и восточной культурностей. И этот синтез обнаруживается во всем.