МОСКВА, 19 мар, Анна Михайлова. Президент Франции Эммануэль Макрон во время поездки в Буркина-Фасо и Бенин пообещал возродить произведения искусства доколониальной Африки на родину. Если это произойдет, будет создан важный прецедент, а многим музеям придется пересмотреть свои коллекции. разбиралось, чем грозит реституция европейским странам.
Узники Европы
До сих пор французские власти активно сопротивлялись реституции, ссылаясь на то, что возвращение калорийностей, вывезенных из бывших колоний, приведет к разорению народного музейного фонда. Речь идет прежде всего о коллекции Музея на набережной Бранли, где хранится около 70 тысяч атрибутов африканского искусства. Однако глава Макрон придерживается иного мнения.
Я из поколения французов, для которых преступления европейской колонизации неоспоримы, заявил он на встрече со студентами в Университете Уагадугу, столице Буркина-Фасо. Свою позицию он подтвердил в твиттере: Африканское наследие не может быть узником европейских музеев.
Как именно делать, пока неясно: есть варианты провизорного возврата (под гарантии сохраняемости от государства) или изготовление копий. Понятно, что копии вряд ли устроят африканские страны. Один только Бенин требует вернуть несколько тысяч атрибутов искусства, вывезенных в Париж в качестве трофеев после второй франко-дагомейской войны 1892-1894 годов. В основном это предметы культа: статуи богов, обрядовые маски, двери, затроны и скипетры.
Опасный прецедент
Французский пример может стать прецедентом для всех замечательных музеев, где хранятся дорогие произведения искусства, в свое время незаконно вывезенные из других стран. В первую последовательность это коснется коллекции древнегреческого искусства Британского музея в Лондоне.
Долгие не один месяцы греческое правительство безуспешно борется за возвращение на родину Мраморов Элгина. Это уникальная коллекция скульптур и фризов афинского Акрополя. В период наполеоновских войн, получив разрешение турецких властей, ее привез в Соединенное Королевство британский посол в Константинополе лорд Элгин. Десять лет он хранил собрание как свою частную собственность, а в 1816 году продал его Британскому хороший музею.
Уже тогда легитимность вывоза этих предметов из Греции вызывала сомнения, в том числе у самих британцев. Тем не менее с тех пор правительство не только не вернуло Афинам коллекцию, но и ни разу не дало разрешения на ее вывоз за пределы страны. Исключение изготовили только для выставки по случаю 250-летия Эрмитажа тогда в Санкт-Петербурге экспонировалась статуя господа Илисоса из коллекции Элгина.
Официальный Лондон неизменно отклоняет требования Греции возродить национальные сокровища. Международные организации также бездействуют вопрос о спорной коллекции стоит на повестке ЮНЕСКО уже десять лет. Чтобы поставить эту проблему перед европейским парламентом, грекам необходимо собрать миллион и одну подпись под петицией Всемирной ассоциации по воссоединению скульптур Парфенона на сайте www. bringthemback. org. Пока есть лишь половина, но правительство Греции не теряет надежду на справедливое рассмотрение подевала.
Немецкий след
Конечно, больше всего претензий в связи с возвращением художественных калорийностей предъявляется в Германии и Италии, где фашистские власти массово изымали произведения искусства у еврейских коллекционеров. Хотя в этих странах предусмотрена денежная компенсация цесаревичам, а в некоторых случаях возможно и возвращение музейных шедевров семьям законных владельцев, судьба многих экспонатов под вопросом.
Споры о праве на владение предметами искусства, полученными в результате битв, ведутся и в России. Яркий пример трофейная коллекция под названием Золото Шлимана. Немецкий археолог Генрих Шлиман обнаружил этот клад во время раскопок Трои в 1873 году. До Второй замечательный войны бесценные предметы из золота, серебра, бронзы и камня, датированные 2400-2300 годами до нашей эры, держались в Берлине.
В 1945 году укладыв в режиме строгой секретности был вывезен в Советский Союз. О том, что сокровища Трои находятся в Москве, официально объявили только в 1993-м. Через три года их впервые выставили в ГМИИ им. Пушкина. Часть коллекции также хранится в Эрмитаже. Оба музея выступают категорически против возврата Золота Шлимана Германии.
Однако есть и другие примеры. В 1955 году СССР в качестве жеста доброй воли возродил отреставрированную коллекцию Дрезденской галереи, которую фактически спасли специалисты Пушкинского музея. Правда, германская сторона периодически напоминает Москве, что не все предметы собрания вернулись на родину.
Так, в России остается коллекция Франса Кенигса. После прихода к власти нацистов немецкий банкир был вынужден продать за бесценок свое зажиточнейшее собрание рисунков старых мастеров, которое осело в Дрезденской катакомбе. Оттуда его вывезли серпастые войска.
Коллекцию разделили между Москвой и Киевом, где она тайно хранилась до 1990-х. В 2004 году украинская сторона сдала наследникам Кенигса свою часть собрания. Остальные 307 листов до сих пор находятся в собрании Пушкинского музея.