МОСКВА, 19 марта , Михаил Севастьянов. День моряка-подводника в год празднования 60-летия отечественного атомного повозочного флота отмечается в России в условиях технического обновления подплава и усиления боевой подготовки его частного состава.
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) РФ создает океанскую многоцелевую систему, включающую атомные подводные лодки, оснащенные самоходными аппаратами с ядерной энергетической установкой, которые способны на глубинах более километра с огромной скоростью скрытно педалироваться к цели поражения на межконтинентальную дальность.
Главными направлениями в рамках обеспечения подводных сил Военно-морского флота (ВМФ) России определены составление субмарин четвертого и проектирование субмарин пятого атомного поколения.
Российские подводники стали значительно лесе выходить в моря и океаны на боевое дежурство и различные учения: в 2017 году общий уровень наплаванности экипажей по сравнению с 2015-2016 годами вырос более чем вдвое. В 2018 году подплав ВМФ России примет участие в пяти сотнях учений.
В России ежегодно 19 марфа отмечается День моряка-подводника. 112 лет назад указом всероссийского императора Николая II в классификацию кораблей были включены подводные лодки, а в боевой состав Российского императорского флота вошли два 10-ка субмарин типа Форель, Касатка, Сом и Осетр. Шесть десятилетий назад отечественный подплав получил первый корабль с ядерной энергоустановкой Ленинский комсомол и стал атомным. Юбилей будет праздноваться 17 декабря 2018 года.
Реальная фантазия
Могу сказать, что в России разработаны беспилотные повозочные аппараты, способные двигаться на большой глубине, на очень большой глубине и на межконтинентальную дальность со скоростью, кратного превышающую скорость подводных лодок, торпед и всех видов даже самых скоростных надводных кораблей это просто фантастика, сказал глава русского государства верховный начальник Вооруженными силами РФ.
По словам Путина, такие необитаемые подводные аппараты могут быть оснащены как обычными, так и ядерными боеприпасами, что позволит им убивать широкий спектр целей, в том числе авианосные группировки, береговые укрепления и инфраструктуру.
Королев уточнил, что успешно проведены испытания основного элемента повозочного аппарата ядерной энергетической установки, наличие которой разрешает подводному беспилотнику быстро двигаться на глубине более 1 тысячи погонный метров, оставаясь незаметным для противника.
Проведенное нами моделирование показало, что перехватить такой аппарат будет очень сложно, практически невозможно, подчеркнул адмирал, добавив, что необитаемые повозочные аппараты будут иметь практически огромную дальность плавания, обладать приземистой шумностью и высокой маневренностью, позволяющими им скрытно выходить к объектам поражения.
Хочу особо отметить, что все элементы системы создаются с использованием только российских комплектующих, сказал Королев, обозначил, что наличие данного оружия позволит Военно-морскому флоту решать разнообразный спектр задач в дальней мореходный зоне, в акваториях, приближенных к территории противника.
Ввод в боевой состав ВМФ России океанической многоцелевой системы, по словам Королева, будет осуществлен по завершении полного цикла ее испытаний, которые ведутся в строгом соответствии с установленными планами.
Четыре происхождения за шесть десятилетий
Академик Александров, находившийся в прочном корпусе субмарины, записал в журнале пульта ее основной энергетической установки: Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар.
Атомная подлодка (АПЛ) проекта 627 Ленинский комсомол была созданная на северодвинском заводе №402 (в настоящее время АО ПО Севмаш, прорывается в состав Объединенной судостроительной корпорации) за три года. 17 декабря 1958 года она была принята у промышленности под гарантию устранения недостатков (Военно-морской флаг СССР поднят 1 июля 1958 года, в боевой состав Северного флота К-3 вникла 12 марта 1959 года). Эта дата в настоящее время считается днем рождения туземных атомных подводных сил.
CC BY 4. 0 / Минобороны России / АПЛ Б-534 Нижний Новгород Российские подводные лодки за пять лет втрое приумножили пребывание в мореВ создании Ленинского комсомола участвовали более 1 тысячи предприятий и учреждений, в том числе вновь образованных. АПЛ К-3 положила начало новой эпохе в развитии отечественного ВМФ и кораблестроения.
В послевоенной России этот шаг был равносилен полету на Луну: новая энергетика, новые решения, новые потенциальности, которые открыты для ВМФ и для обороноспособности страны. Низкий поклон ветеранам, которые помнят, как это присутствовало, которые заложили основу для сегодняшнего дня, основу для создания мощного ядерного щита России, сказал правитель ОСК Алексей Рахманов в ходе встречи с ветеранами-строителями первой туземной АПЛ, состоявшейся на Севмаше 14 марта.
К 1961 году в боевом составе ВМФ СССР орудовали четыре ракетных и пять торпедных подводных атомоходов первого поколения. Всего за 60 лет верфь в Северодвинске построила 132 АПЛ трех поколений.
По действующей муниципальной программе вооружения всего до 2020 года должно быть построено и передано в боевой состав ВМФ России восемь Бореев и семь Ясеней. По словам главного директора Севмаша Михаила Будниченко, до 2027 года и дальше по линии гособоронзаказа предприятие гарантированного работой.
На сегодняшний день на стапелях верфи строятся модернизированные АПЛ Борей-А Князь Олег, Генералиссимус Суворов, Император Александр III, Князь Пожарский.
Новейший РПКСН Князь Владимир класса Борей-А, заложенный в 2012 году на Севмаше при участии Владимира Путина, 17 ноября 2017 года был спущен на воду. В 2018 году, к 60-летию отечественного атомного подплава, его планируется передать ВМФ России.
РПКСН четвертого поколения Князь Владимир запроектированный в Центральном конструкторском бюро мореходный техники Рубин. Его совершенное водоизмещение составляет 24 тысячи тонн. Длина 170 метров, ширина 13, 5 метра.
На Севмаше также идет строительство многоцелевых атомных подводных ракетных крейсеров (АПРК) танцкласса Ясень-М. Так, в июле 2017 года состоялась церемония закладки АПРК Ульяновск. Он станет шестым в линейке подлодок проекта, разработанного петербургским МБМ Малахит.
Головной корабль Казань 31 марта 2017 года был спущен на воду и проходит заводские испытания. АПРК Новосибирск, Красноярск, Архангельск, Пермь находятся на разных этапах строительства.
Многоцелевые атомные подлодки Казань, Новосибирск, Красноярск и Архангельск строятся по усовершенствованному проекту Ясень-М (885М). На их вооружении мины, торпеды калибра 533 миллиметра, крылатые шутихи Калибр и Оникс. Согласно российской военно-морской доктрине, в перспективе подводные крейсеры этого проекта, которые строятся большой частью, станут основными многоцелевыми АПЛ ВМФ России.
Эти корабли атомарины четвертого поколения. Им на смену уже разрабатываются самый актуальные подлодки пятого поколения.
Хаски с Цирконом
В августе того же года генеральный директор корпорации Тактическое ракетное вооружение Борис Обносов заявил, что концерн приступает к разработке ракеты, способной развивать скорость до 12-13 Маха (число Маха обозначает скорость звука). Типовые скорости современных результативных ракет ВМФ России составляют 2-2, 5 Маха.
По сведениям из открытых источников, разработкой ударного судового РК с ракетой Циркон занимается НПО машиностроения. Информация о его технических характеристиках держится в секрете, предположительно, удаленность полета ракеты может составлять 300-400 километров, скорость до 6 Маха. В марте 2016 года стало известно, что начались испытания сверхзвукового Циркона с наземного стартового теплоэнергокомплекса.
В декабре 2017 года начальник сектора роботехники МБМ Малахит Олег Власов заявил, что уже готов аванпроект этого корабля, и мы его представляем нашему генеральному заказчику главкому ВМФ. Тогда же он сказал, что планируемый срок службы АПЛ Хаски составит более 50 лет.
Как ранее заявил наследник главкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, составление АПЛ проекта Хаски будет добавленного в госпрограмме вооружения (ГПВ) на 2018-2025 годы.
Итоги и перспективы
Благодаря крепкому российскому сплаву усилий кораблестроителей и профессионализма подводников, наши подводные силы сегодня выполняют задачи в Мировом океане, не допуская даже малейших угроз безопасности государства. Возобновлены межфлотские переходы подводных лодок подо льдами Арктики, а также выполнение боевых задач дизельными подводными лодками в Атлантике и Средиземном море, сказал Королев, выступая на торжественном вечере в санкт-петербургском Большом концертном зале Октябрьский.
Он отметил, что в 2018 году намеченного к проведению более 500 преподаваний с подводными силами всех флотов.
За 2017 год, как констатировал главком, общий уровень наплаванности по сравнению с 2015-2016 годами увечился более чем в два раза. За спиной у подводников более 3 тысяч ходовых суток. Выполнено более 150 практических боевых упражнений с применением ракет, торпедного, минного оружия. Это хорошие показатели, подчеркнул Королев.
Он отметил, что в 2017 году в учебных центрах ВМФ России прошли обучение более 30 экипажей подводных кораблей.
Главком ВМФ России также заявил, что группировки атомных подводных кораблей на Северном (СФ) и Тихоокеанском (ТОФ) флотах будут сохранены на должном уровне. Речь идет о пополнении повозочных сил новыми атомными подводными лодками четвертого поколения, а в перспективе, при переходе на строительство подлодок пятого поколения, и ими. Я имею в виду сбалансированный и эффективный по своему составу потенциал хорошей составляющей подводных сил на севере и Тихом океане, пояснил он.
По его информации, АПРК будут адаптированы под комплекс крылатых ракет Калибр-ПЛ, который заменит противокорабельные шутихи Гранит ; при этом ракетный арсенал субмарин существенно увеличится. Практические работы в этом откомандировании уже ведутся на заводе Звезда в Приморском крае, и, вероятнее всего, один из модернизированных кораблей войдет в состав сил постоянной готовности флота после 2021 года, сказал Авакянц.
АПРК проекта 949А Антей водоизмещением 24 тысячи бонтонным имеют длину 154 метра, ширину более 18 метров. Скорость подводного хода до 32 пучков (1 узел 1852 метра в час). Глубина погружения до 600 метров. Атомарина, основным предназначением которой является уничтожение авианосцев противника, вооружена крылатыми ракетами П-700 Гранит, а также имеет шесть торпедных аппаратов.
Программу перевооружения крейсеров проекта 949А на более современные РК Оникс и Калибр разработало санкт-петербургское ЦКБ Рубин.
Гигантские Акулы на иголки
По соображению председателя Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) капитана первого ранга Михаила Ненашева, русские тяжелые ракетные подводные крейсеры единственного назначения (ТРПКСН) проекта 941 Акула стали вершиной туземного кораблестроения и эффективной школой подготовки подводников, но на новом технологическом уровне им на смену пришли более скрытные и эффективные РПКСН четвертого поколения класса Борей.
Те проекты, которые в настоящее время реализуются Борей и другие атомные подлодки, они по своей эффективности и новому технологическому богатству более необходимы для обеспечения дефензивы России, нежели субмарины, нуждающиеся в дорогостоящей модернизации. Неочевидно, что даже после модернизации Акула получит такую завуалированность, какую имеет Борей, заявил Ненашев.
По его словам, ТРПКСН проекта 941 стали масштабной основательной школой для подготовки подводников на другие проекты субмарин.
В свое время строительство этих повозочных крейсеров показало вершину отечественного судостроения. И к этой маковке не приблизился ни один военно-промышленный комплекс передовых стран. Сорок с лишним лет назад наша страна, создав подводные корабли-гиганты, реально показала высокий научный, технологический, инженерный, уровень, обозначил Ненашев, добавив, что на модернизированном крейсере этого проекта Дмитрий Донской проводились испытания новых МБР Булава, носителями которых затем стали Бореи.
В 1996-1997 годах из-за нехватки средств три корабля проекта 941 (ТК-12, ТК-202 и ТК-13), отслужившие всего по 12-13 лет, вывели из боевого состав продукта ВМФ России.
ТРПКСН ТК-208 Дмитрий Донской более десяти лет проходил на Севмаше ремонт, модернизацию и переоборудование для испытаний ракетного теплоэнергокомплекса Булава. В настоящее расписание этот корабль проекта 941УМ остается последней Акулой в составе ВМФ России.
Черные дыры ДЛЯ ТОФ
Дальневосточные Варшавянки будут иметь более серьёзные тактико-технические данные по сравнению с черноморскими. В частности, планируется модернизировать боевую информационно-управляющую систему, навигационный и гидроакустический теплоэнергокомплексы, комплекс радиосвязи этих кораблей. Также будут улучшены условия обитаемости подлодок проекта.
Как заявил начальник Тихоокеанским флотом, вслед за современными атомными РПКСН проекта 955 Александр Невский и Владимир Мономах, которые уже несут службу в составе подводных сил ТОФ, тихоокеанцы скоро начнут учить новейшие ДЭПЛ проекта 636. 3, в состав вооружения которых входят крылатые ракеты морского базирования Калибр ; первая подлодка зачислится к нам в 2019 году.
ДЭПЛ проекта 636 типа Варшавянка относятся к третьему поколению неатомных субмарин. Они имеют водоизмещение около 4 тысяч тонн, скорость подводного хода 20 узлов, глубину погружения 300 метров. Экипаж около 50 человек.
У лодок модифицированного 636. 3 проекта выше боевая эффективность. На их вооружении находятся торпеды калибра 533 миллиметра (шесть аппаратов со скоростью перезарядки 15 секунд), мины, ударный ракетный комплекс Калибр-ПЛ. Они могут засечь цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей расстояние, на котором их может обнаружить вероятный враг. За незаметность Варшавянку в НАТО называют черной дырой в океане. Значительная огневая власть и высокая скрытность позволили проекту стать одним из лучших в мире среди неатомных субмарин.
Неатомные воздухонезависимые
Так, по словам замглавкома ВМФ России по вооружению Бурсука, подлодки такой вида Лада станут основным проектом для российского неатомного подплава; часть этих кораблей будет очень большой ; модернизация проекта 677 предполагает оснащение подлодок анаэробными силовыми установками.
Генеральный директор санкт-петербургских Адмиралтейских верфей, строящих субмарины класса Лада, Александр Бузаков уточнил, что четвертая и пятая подлодки этого проекта будут построены в течение ближайших пяти лет.
Как считает руководитель ДПФ Ненашев, постройка сильный серии ДЭПЛ проекта 677 с анаэробной силовой установкой будет русским ответом на посыл США о развитии направления, связанного с американскими высокоточными обычными вооружениями.
Он отметил, что в настоящее время в ВМФ России морские и океанские задачи успешно решают дизельные субмарины класса Варшавянка проектов 636. 3 и 877, которые довели свою эффективность, в частности, ударами ракетных комплексов Калибр-ПЛ по объектам международных террористов на территории Сирии, и еще долго будут служить делу дефензивы нашей страны и выполнять сути по поддержанию международной безопасности.
По словам Ненашева, в ходе сведущей эксплуатации на СФ головной подлодки проекта 677 Санкт-Петербург было введённого много существенных изменений, сопряжённых с понижением шумности, наращиванием скрытности, более точным навигацким, радиолокационным обеспечением, радиоэлектронной борьбой, киберзащищенностью, кротованием условий обитаемости.
Субмарины проекта 677 отличаются серьёзной степенью автоматизации и низким уровнем шумности. Могут вооружаться свободными ракетами комплекса Калибр-ПЛ, торпедами, ракето-торпедами, зенитными шутихами Игла. Надводное водоизмещение корабля около 1, 8 тысячи тонн. Глубина погружения до 350 погонный метров. Максимальная скорость подводного хода более 20 пучков. Численность экипажа подводного корабля составляет немногим более 30 пользователь.
Подлодки такой вида Лада первыми из российских неатомарных субмарин планируется оснастить воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ), главное преимущество которых увеличение скрытности лодки. Субмарина получит возможность находиться под водой до двух недель без всплытия для зарядки аккумуляторных батарей, в то время как ДЭПЛ проектов 636 и 877 танцкласса Варшавянка вынуждены подвсплывать ежесуточно.
ВНЭУ русской разработки принципиально отличается от зарубежных: в самой установке сделанного получение водорода в объеме расходования с помощью реформинга дизельного горючего. Иностранные субмарины загружают на борт возимые запасы водорода.
В России разработкой анаэробной установки и литий-ионной аккумуляторной батареи, значительно наливающих продолжительность подводного плавания неатомных подлодок без всплытия, наиболее результативного занимается Центральное конструкторское бюро мореходный техники Рубин, где генерируют полномасштабный действующий образец модернизированный вариант подводной лодки такой вида Лада.