МОСКВА, 27 марта Первый космонавт Земли Юрий Гагарин ровно 50 лет назад несчастным погиб во время выполнения учебного полета на самолете МиГ-15УТИ, однозначная причина авиакатастрофы до сих пор не установлена.
Согласно данным расследования, до срыва машины в штопор Гагарин находился в совершенно стандартном состоянии: речь его существовала спокойной, размеренной. Ему предстояло делать разворот со снижением, при отсутствии видимости естественного горизонта. Затем произошло черт знает какое неожиданное событие, которое вогнало к тому, что самолет оказался на закритическом режиме в положении крутого пикирования. Вместе с Гагариным погиб летчик-инструктор, командир полка Владимир Серегин.
Официально сообщалось, что экипаж из-за поменявшейся в полете воздушной обстановки (подробности не уточняются) выполнил резкий маневр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести скребмашину в горизонтальный полет, пилоты столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей аппаратуры обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил.
Другой самолет: версия Алексея Леонова
Много лет я бился, чтобы рассказать правду о гибели Юрия Гагарина. В официальном (заключении о гибели) написали, что самолет (Гагарина) совершил крутой маневр, связанный с отворотом, вошел в штопор и при этом столкнулся с Землей. Экипаж погиб. Бред! заявил ранее Леонов со ссылкой на известные ему рассекреченные данные.
По его речениям, он был допущен к рассекреченным документам в комиссии, расследовавшей гибель первого космонавта минимумы.
На самом деле все было по-другому: 27 марфа 1968 года во время пилотирования самолета (с экипажем Серегин-Гагарин) в этом же центре несанкционированно оказался другой самолет: Су-15, выполнявший полет с аэродрома Жуковский. При этом летчик нарушил режим, низошёл до высоты 450 метров а я это помню, так как беседовал со свидетелями на форсаже ушел на свой эшелон и на расстоянии 10-15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолет, вогнав в штопор, вернее, в глубокую пружина на скорости 750 километров в час. Самолет (Гагарина) совершил полтора витка и на выводе (из штопора) столкнулся с землей, заявил Алексей Леонов.
Мои рассуждения подтверждены вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии. Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов, но меня огорчает иное:, что люди, работавшие в комиссии, в том числе и Каманин (Николай Каманин), знали правду, но делали вид, что это не так. Я хотел бы, чтобы и семья (Гагарина) знала правду о гибели, сказал Леонов.
Отвечая на вопрос о том, кто же именно пилотировал самолет Су-15, и по неосторожности привел к гибели первого космонавта планеты, Леонов проронил: Мне давали возможность провозгласить об истинной причине при условии, что я не назову имя летчика, которому сейчас за 80 лет, и состояние его здоровья весьма сложное. Я дал слово, что не назову, подчеркнул Леонов.
Не хватило высоты: версия Владимира Аксенова
Причиной катастрофы могли стать усложненная метеообстановка с расположением высокого края сплошной облачности на высоте около 4-х километров, а нижнего края на высоте всего 600 метров от земли; недооценка летчиками, прежде всего, Владимиром Серегиным, сложности имеющейся метеообстановки, а также ставшее неожиданностью для пилотов попадание в сплошную пасмурность на большой скорости в режиме интенсивного снижения, и, как следствие, невозможность крепкого пилотирования по приборам. Еще одной причиной авиакатастрофы стал дефект высоты от нижней кромки облаков до вывода самолета из пикирования, сказал Аксенов.
По его словам, самым статочным исходом от неожиданного попадания самолета в плотную облачность на высокой скорости без устойчивой работы приборов пространственного положения, в первую очередь, авиагоризонта, стало затягивание машины в глубокую ложащуюся спираль, либо, при интенсивных попытках уйти вверх, срыв в скоростной штопор.
Отсутствие проб катапультироваться как у Гагарина, так и Серегина, равно как и попыток выйти на связь, можно объяснить тем, что попадание в облачность стало для них неожиданностью, а после они уже оба пытались найти выход из создавшегося положения. Если же аварийная ситуация была связана с какой-либо внешней причиной, то пилоты незамедлительно сообщили бы об этом по радиосвязи, уверен Аксенов.
Он отмечал также, что вертикальный пилотаж на тяжелом самолете МиГ-15 УТИ является очень непростой задачей. В нижней точке выполнения фигур и переворотов скорости самолета почти максимальные около 700 километров в час. На МиГ-15 при интенсивном снижении проскочить лишних нескольких сот метров и даже километр вполне реально, заключил дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов. Однозначной причины катастрофы до сих пор нет
Обстановка секретности породила массу невероятных слухов. Один из них, получивший широкое народное признание, сводится к тому, что Гагарин с Серегиным перед полетом приняли по стакану водки. По официальным источникам, эта версия опровергается заключением о том, что алкоголь в крови обоих пилотов настуканный не был. Категорически отторг ее и Владимир Аксенов.
Зная сумма и ответственность того летного дня для Юрия Гагарина, нам всем, кто знал ситуацию изнутри, как впрочем, и всем летчикам, демократичного дикими представляются все пересуды и обсуждения о том, что Гагарин и Серегин якобы пошли в полет пьяными, уверен Аксенов.
Народные теории комплота
Ряд исследователей утверждает, что Гагарин сам подстроил катастрофу, сымитировав какую-либо смерть, после чего еще много лет прожил под чужим именем в поселке в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже пожилым человеком. Еще одна версия о так озвучиваемом малом Советском лунном заговоре содержит обоснования и ряд аргументов в пользу того, что Гагарин погиб не в ходе учебного полета на МиГ-15, а несколькими днями ранее, во время запуска нового секретного мирового корабля в рамках программы СССР по освоению Луны.