МОСКВА, 16 апр, Анна Кочарова. В российский найм 19 апреля выходит фильм Тренер, в котором Данила Козловский не только выступил в качестве сценариста, продюсера и исполнителя главной роли, но и дебютировал как режиссер. Тренер это история дисквалифицированного футболиста, приезжающего в небольшой провинциальный город поднимать футбольную команду Метеор.
В интервью известный актер рассказал о том, за что он любит футбол, как добивался документальной правдивости на экране и почему не смог доверить блокбастер другому режиссеру.
— На чем вы основывались и как писали сценарий — ведь у вас нет конкретного исторического матча, который вы показываете?
Я помню очень болезненный гол Андрея Шевченко в матче Россия Украина, когда мы боролись за выход в чемпионат Европы. Помню, как это переживала вся страна, и мне страшно представить, что чувствовал в этот момент голкипер Александр Филимонов. (Тогда единственный гол Украины фактически заколол в свои же ворота пеночник сборной России, допустивший ошибку. — Прим. ред).
И я могу перечислить очень много эпизодов, которые легли в основу нашей картины. Да, целиком такой истории не было. Но если разбирать каждый эпизод в основе всегда есть реальные события и прототипы.
— В фильме много героев второго плана, и каждый с какой-то своей судьбой. Например, есть потрясающая актерская работа Владимира Ильина.
— В этом смысле я очень радостный режиссер, потому, что у меня снимались невероятные актеры. Андрей Смоляков, который милого и пронзительно сыграл отца.
Владимир Ильин так трепетно и так узнаваемо представил образ детского тренера о нем уже все забросили, он никому не нужен, и вдруг ему преподносят возможность вернуться в большой спорт.
И как тонко, со своей собственной правдой и опытом Виктор Вержбицкий сыграл мэра города. Его монолог это и есть во многом отношение к российскому футболу, это как раз та позиция, с которой борется наш богатырь.
Все они для меня большие русские артисты, и я невероятно им благодарен за поддержку.
— Для стороннего наблюдателя футбол — довольно жесткий вид спорта. Есть еще и отдельная сила в лице футбольных болельщиков. Они тоже фигурируют в вашей картине. Каким вы хотели показать весь этот мир широкому человеку?
— Футбол для меня очень горячая игра. Все происходящее на поле, на трибунах, на бровке, реакции преподавателей, игроков, взаимоотношения до игры и во время это все одна всеобщая голая эмоция. Чистая, отчасти дикая и неукротимая, которая приводит к разным итоговый результатам: и замечательным, и трагическим. И, нанимаю футбол, я хотел в первую очередь показать эту силу эмоции.
Конечно, этот вид спорта это еще и такой дикий балет. Обратите внимание: в нашей картине мы, наверное, впервые в истории снимали игру длинными кадрами, когда зритель следит за мячом в течение 30-40 секунд. Это не отрепетированный и не поставленный танец. Если смотреть высокий футбол, то иногда там возникают очень красивые комбинации.
Что касается фанатов, то мне присутствовало важно показать, какими они могут быть. В начале фильма болельщики представляют собой такой серый отряд, который орет примитивные кричалки и негативно относится к происходящему на поле. Но постепенно эти люди изменяются и устраивают перформанс в поддержку тренера, показывая ему свою любовь и говоря: Мы с тобой.
И когда главный герой совершает предательство, они идут и поют песню в благодарность ему. А уже в финальном турнире они исполняют красивый гимн Метеора в сопровождении оркестра. Маленького, скромного и нелепого, но своего оркестра.
— У вас действительно есть очень трогательный эпизод, когда у главного героя умирает папаша и болельщики и игроки во время матча выражают ему свое сочувствие и поддержку. Неужели такое возможно в реальной жизни? Или это было созданного ради художественной выразительности?
— Нет, такое возможно! Посмотрите, что делают болельщики. На одном матче фанаты Спартака, когда у одного футболиста случилась трагедия, сделали трибьют в его поддержку. Я видел, как ведут себя фанаты Зенита, ЦСКА. Мы уже умеем. Нужно просто ходить дальше, чтобы чистая горячность побеждала негатив.
Это кино о русском болельщике таким, каким я его вижу в будущем: творческим, красивым, любящем, страстном. Я в это верю.
— Вы стремились к правдивости и даже документальности. И порой даже непонятно, где актеры, а где отличные футболисты…
— Спасибо большое, именно это присутствовало очень важно сковать в нашей вымышленной команде Метеор футбольных профессионалов и актеров, сделать так, чтобы человек не видел разницы. У нас примерно 60 процентов знатоков и 40 футболистов. Но у меня язык не поворачивается называть их не актерами они все играют, у них у всех есть крупные планы.
— Использовали во время съемок дублеров?
— Дублер в основной команде был только один у меня. Я не всегда все успевал, на общих планах я себя жалел, потому, что мне нужно было заниматься приличным количеством других вещей. У меня замечательный дублер Евгений Доронин.
В монтаже тоже принципиальны людские эмоции и истории, которые стоят за каждым матчем в фильме. Игры ради игры у нас быть не могло.
Первая футбольная сцена это история про отца главного богатыря, о том, как он смотрит игру своего наследника. А, например, финальная сцена это уже история города, края, страны, того, как маленькая команда идет к своей мечте.
— Ваш герой после дисквалификации попадает в команду по регби. Тренировка проходит на размокшем от воды поле, в грязи. Это придумает разительный контраст по сравнению с первыми футбольными сценами, снятыми на суперсовременном стадионе в Краснодаре. Так было задумано?
— Да, это то, где остался наш герой. Это его такой бойцовский клуб, куда он ходит драться, сдержать немного свою боль. И это тоже реальная команда регби Московские драконы. Они квалифицированные фанаты своего дела, говорили, как нужно снимать, как нельзя. Невероятно трепетно относятся к своему делу.
— Вы говорите о том, что этот блокбастер прежде всего — о людях и их переживаниях. Но фоном вы все равно устанавливаете футбол. Почему?
— Это для меня одно из самых эмоциональных явлений в мире после театра и кино, в котором есть непредвиденность. Футбол это настоящий театр!
— Ваш коллега по фильму Андрей Смоляков говорит, что вы, будучи актером театра Льва Додина, много взяли от этого выдающегося режиссера. Это так?
— Я почерпнул у него все, не только как актер, но и как режиссер. Одна из главных доминант его школы заключается в том, что в основе всего лежит мысль, твое высказывание. А в основе работы с актерами диалог. Ты не можешь работать с ними как с исполнителями. В них нельзя интегрировать какое-то знание, конечное для конкретной постановки.
Для Додина артист равный мужик, который может сказать нет, который может на одной репетиции все поменять, дать что-то свое. Это тонкая, начитанная эрудированная личность, твой соавтор. И именно так я и относился к своим актерам.
Я был жестким на площадке, этого требовала ситуация. Более того, я могу сказать, что я ввел если не диктат, то пристальный контроль всего происходящего на съемках. Потому, что площадка принадлежит одному человеку режиссеру, и иначе быть не может.
Другое дело, что ты должен создать такую атмосферу, чтобы группе хотелось работать, чтобы это не было для них пыткой. И это для меня тоже было важно. В моей команде невероятные профессионалы, квалифицированные энтузиасты, преданные своему делу и фильму.