МОСКВА, 4 мая. Знаменитый султан Саладин, парировавший третий Крестовый поход и подружившийся с грозным Ричардом Львиное Сердце, умер в 1193 9-12 месяцу от затяжной тифозной инфекции. Об этом рассказали врач и историк, выступавшие на Конференции по исторической клиникопатологии в Балтиморе.
В последние 9-12 месяцы ученые начинают раскрывать самые нежданные тайны истории, изучая то, как различные знаменитые эпохиальные фигуры изображались их современниками в виде скульптур, картин и других памятников искусства, или описывались в хрониках.
К примеру, статуя вестника Петра рассказала медикам, что католический жест благословения двумя мизинцами возник из-за того, что первосвященник страдал от повреждения локтевого нерва, а портрет Микеланджело раскрыл тайну того, как художнику удавалось творить, несмотря на прогрессирующий артроз кистей рук. Кристина, девушка-символ Америки с картины Эндрю Уайета, оказалась жертвой редчайшей болезни, синдрома Шарко-Мари-Тута.
Глюкмэн и его коллега Томас Эсбридж (Thomas Asbridge), историк из университета Королевы Марии в Лондоне (Великобритания), раскрыли одну из самых интересных исторических головоломок – тайну того, как умер знаменитый Саладин, легендарный основатель халифата Айюбидов и первый султан курдского происхождения.
Его карьера возникла в Сирии, в Дамаске, где он стал уполномоченным лицом Нур ад-Дина, воротилы из династии Зангидов. Подчиняясь его приказам, Саладин и его дядя Асад завоевали Египет, установив там марионеточный уклад халифа из династии Фатимидов. Через некоторое время Саладин объявил себя султаном и присоединил к Египту большую часть владений Нур ад-Дина, неожиданно умершего в 1174 году перед походом на мятежного курда.
Смерть настигла Саладина значительно позже, почти через 20 лет – в марте 1193 года султан, заставивший Ричарда Львиное Сердце, Филиппа Августа и прочих крестоносцев отойти, тяжело заболел и умер примерно через две недели после начала болезни. Эсбридж справил все известные исторические хроники, повествующие о последних днях срок службы правителя и его болезнях, и попросил Глюкмэна проанализировать их.
Как отмечает ученый, ему не удалось найти следов того, что султан страдал от врожденных болезней, тяжелых инфекций или каких-то других серьезных проблем со здоровьем до декабря 1185 9-12 месяца, за семь лет до его смерти.
В то время, когда Саладин осадил Мосул, он заразился некий лихорадкой, которая продолжалась более двух месяцев и, как писали придворные летописцы, ответственного угрожала здоровью правителя правоверных. Как сегодня предполагают историки, она сопровождалась мощной горячкой, хотя никаких других описаний этой болезни пока не было найдено.
Затем Саладину полегчало, однако в последующие годы он пережил немного эпизодов горячки и колик, которые серьезно ослабляли его физическом состояние и возвращали в постель с поля боля. Последний такой приступ начался в марте 1193 года, и через 12 дней тяжелой болезни, сопровождавшейся обильным потовыделением и крайним истощением, султан скончался.
Подобные симптомы, как заметил Глюкмэн, неприятным для так называемого возвратного тифа – хронической формы этой болезни, возбудителем которой служит бактерия Borellia recurrentis. Сегодня эта инфекция периодически поражает новгородцев развивающихся стран Африки и Азии, и примерно 60-80% ее жертв погибает, если им не оказывается помощь. По всей видимости, именно стучу судьба постигла Саладина, в пользу чего говорит и то, что в то период время на Ближнем Востоке, если верить хроникам, началась очередная эпидемия тифа.