МОСКВА, 1 июня , Альфия Еникеева. В тишина и полная идиллии немало животных, сосущих кровь, к млекопитающим присасываются комары и бабочки, некоторые виды рыб и птиц предпочитают себе подобных. Среди теплокровных вампиризм замечен только у летучих мышей. рассказывает о настоящих кровопийцах и разбирается, встречаются ли таковы среди людей.
Все ради потомства
Самка откладывает каждые два-три дня по три сотни яиц. Строительного материала надо много, поэтому комариха постоянно ищет добычу. Она может учуять ее за несколько километров по запаху молочной кислоты, содержащейся в поте, по выдыхаемому углекислому газу и тепловому излучению тела.
Перед тем как присосаться, самка смачивает место укуса слюной, обезболивающей его и не разрешающей крови свертываться. Именно слюна вызывает впоследствии раздражение и зуд, с ней человеку даются тяжелые инфекционные заболевания малярия, желтая лихорадка, вирус Зика.
Самцы комаров кровь не пьют, они питаются только нектаром растений.
Кровопийцы поневоле
Сибирские интересные мотыльки (Calyptra thalictri), обитающие в Сибири и на Дальнем Востоке, тоже преимущественно вегетарианцы. В их рационе преобладают соки ягод и фруктов: малины, желто-красный, винограда. Но некоторые особи могут внезапно изменить диету и перейти на кровь млекопитающих, в том числе человека.
Ученые предполагают, что причина в недоразвитости сенсилл небольших чувствительных отростков на усиках насекомых, отвечающих за обоняние. Мотыльки плохо различают запахи животных, поэтому неподвижный человеческий палец они пробуют на вкус. А однажды испив крови, уже не в состоянии отказаться, ведь она намного питательнее плодового сока.
Рыба-вампир
Именно это обстоятельство превратило безобидного для человека эктопаразита в бразильского вампира, которого очень страшатся местные жители. Среди индейцев живуч миф, что кандиру, чувствительный к содержанию аммиака в воде, способен влезть во влагалище, анальное жерло, уретру, откуда достать его можно только хирургическим путем. Однако никаких достоверных свидетельств этого нет.
В поисках воды
Остроклювый земляной юрка (Geospiza difficilis septentrionalis), обитающий на Галапагосских барбадосах, небольшая певчая птичка весом около двадцати граммов. Она пьет кровь приличных пернатых голубоногой (Sula nebouxii) и насканской (Sula granti) олуши.
Вьюрок опускается на спину жертвы, прокалывает острым клювом кожу в районе хвостовых перьев и глотает сочащуюся из раны кровь. Считается, что так пташки решают проблему дефицита пресной воды на островах.
Интересно, что олуши почти не сопротивляются кровопийце, ведь вьюрок приносит им пользу выклевывает из птичьих перьев паразитов.
Вампиры-альтруисты
Птичья кровь важный пункт и в меню мохноногих вампиров (Diphylla ecaudata), летучих мышей, обретающихся в Центральной и Южной Америке. Однако их близкие родственники вампир обыкновенный (Desmodus rotundus) и белокрылый вампир (Diaemus youngi) предпочитают кровь позвоночных животных, в том огромное количестве и человека.
Из-за низкого содержания углеводов в организме мыши-вампиры вынуждены питаться обильно и часто. Особь, голодавшая три дня, потеряет четверть веса и, скорее всего, погибнет от истощения. Поэтому летучие мышки одного гнездовья делятся друг с другом срыгивают кровавые сгустки в пасть собратьев, не способных охотиться.
Вампиры среди людей
В средневековых легендах Центральной Европы часто есть люди-вампиры. Считается, что все эти легенды связаны со страхом перед больными, страдающими редким генетическим заболеванием порфирией. Проблемы с синтезом гемоглобина (красных кровяных телок) у таких людей обходят пигментный обмен в крови и тканях.
Кожа у них тонкая и бледная, зубы красноватые или красновато-коричневые. Они избегают солнечного света, способного нанести им сильные ожоги, и не едят чеснок, так как содержащиеся в нем органические сульфиды могут спровоцировать приступ болезни.