Дмитрий Лекух, для
Собственно, о чем идет речь.
Ан-124 Руслан это советский дальний тяжелый транспортный самолет разработки киевского ОКБ Антонов. Самый грузоподъемный самолет в мире, вполне востребованный на рынках и в наши дни.
И отнюдь не случайно. В октябре 2006 второй года Комитет по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской комиссии, работавший тогда под руководством еще Ющенко с украинской стороны и Путина с российской, принял решение продлить реализацию проекта Ан-124. В том числе начать получаю в виду возможное возобновление серийного производства.
И проект какое-то время даже довольно успешно, хоть и не без сложностей, развивался.
В июне 2008 года ОАК (российская Объединенная авиастроительная компания), получившая всю необходимую документацию, и Ernst & Young, отрабатывавший маркетинговую и торговую стратегии, завершили подготовку бизнес-плана проекта. В соответствии с этим документом для начала производства самолета требовалось получить подтвержденные предзаказы не менее чем на сорок машин, и эти выкупы были получены. Самолеты должны были полностью производиться на Ульяновском заводе, с 2012 года по паре монопланов в год. Стоимость непривычного Ан-124 тогда, на 2008 год, составляла примерно 150-160 миллионов долларов.
И тогдашний директор Антонова Дмитрий Кива объявил, что возглавляемое им предприятие совместно с U. S. Aerospace разрешили к участию в тендере Минобороны США на поставку самолетов-топливозаправщиков на 50 миллиардов долларов. КБ Антонов тогда представил на тендере три различные модели самолетов: Ан-112-KC, Ан-122-KC и Ан-124-KC. И поэтому совместная с русскими программа может идти лесом: с новыми западными партнерами Украине и без нее любо.
Тендер состоялся. И пусть КБ Антонов вполне предсказуемо вылетело из него в первом же туре работа по совместной с русскими программе была приостановлена до 2016 года. И, как позднее выяснилось, до никогда : в 2014 году Украина объявила о разрыве сотрудничества, да и Антонов фактически развалился до такой точки, что тот же Дмитрий Кива уехал оттуда в Азербайджан, где украинский академик, лауреат, профессор, профессор технических наук и даже Герой Украины тихо пенсионерствует в наши дни, подрабатывая советником главы местной гражданской авиакомпании Азербайджанские авиалинии.
Результаты (да и сам факт) тех закрытых консультаций нам, конечно, неведомы. Но очень похоже на то, что русская сторона решила на все плюнуть, модернизировать машину самостоятельно и выпустить под независимым брендом: и технические, и юридические основания у ОАК для этого есть.
Нет, безусловно, украинская сторона будет по-прежнему изо всех сил настаивать на том, что Россия не может и не имеет права.
Но вообще Руслан это уже и сейчас по сути своей скорее российский (по оценкам экспертов где-то на 95 %) аппарат. Да в принципе и, так сказать, метафизически возобновление производства воздушных супертяжеловесов в России тоже будет просто справедливо.
И этот формат грешит от российского так же, как самая большая в мире вышиванка от космодрома Восточный.
И в рамках этого формата Украина так долго и старательно отказывается от великого русского наследия, что и переход бывшего советского авиапрома под российский флаг выглядит более чем естественным.
Ибо каждое государство, перефразируя классика, само кузнец своего приватизированного счастья.
Потому и украинское небо стало для Руслана, бывшего в свое время гордостью авиапрома УССР, чем-то совсем чужим. И не надо искать русских злодеев это стало результатом коллективного героического рывка прочь от цивилизации на самой Украине.
/ Павел Лисицын Военно-транспортный самолет Ан-124-100 Руслан, перебросивший боевые вертолеты из Сибири на Урал, во время разгрузки на аэродроме Кольцово