СОЧИ, 10 июн, Анна Михайлова. Травматичные отношения батей и детей главная тема нескольких фильмов фестиваля Кинотавр, где 10 июня заявят победителей. Всего в основной программе участвуют 12 картин, еще восемь показали в возрожденном в этом году конкурсе Дебют, и почти все так или иначе затронули эту задачу.
Как разные режиссеры исследовали конфликты поколений в материале.
Двое в тайге, не считая отца
Пять лет назад Тимофей Жалнин получил на Кинотавре приз за лучший короткий метр. Теперь дебютировал с полнометражным фильмом. Это история о молодой семейственной паре, которая отправляется на озера в тайгу, что, по преданию, помогает завести ребенка.
Отношения рушатся, не выдержав испытаний суровой природой, а главное из-за постоянного вмешательства деспотичного отца девушки.
Властный руководитель горнодобывающей компании унижает слабовольного зятя и не выпускает из-под контроля дочь.
Режиссер задумывал эту историю как мифологическую сказку, почти античную трагедию. Тема витает в воздухе. И это не только отцы и дети. Это миф о Кроносе родителе, пожирающем своих детей, поэтому в фильме он намеренно сделан таким жестким человеком, говорит Тимофей Жалнин.
Студентом режиссер (он учился в Томском политехе) приезжал на практику в горнодобывающие корпорации и на шахты, наблюдал за руководителями, их совещаниями, как они общаются с подчиненными.
С этих людей представителей жесткого поколения 1990-х он и списывал своего героя. Они этакие и есть, поверьте мне, это еще мягко показано, поясняет Тимофей.
Продюсер Александр Котелевский признается, что ему близка эта тема. У меня как раз дочке 25 лет, как героине фильма. Сегодняшний цивилизационный сдвиг создает очень тяжелый разрыв между поколениями. Наверное, этакого раньше не было, не так лёгкого сказать. И, итогового, вы сами видите проблемы, по которым приходится являть твердость. Мне кажется, это очень точно уловлено в картине, мнит он.
Эффект отсутствия
Итог двух лет работы дебютная лента Кислота 26-летнего Александра Горчилина, киноактера Гоголь-центра, ученика Кирилла Серебренникова.
Получилось честное и бескомпромиссное высказывание о поколении двадцатилетних и их отношении к жизни.
Центральная идея фильма выражена в ключевом монологе одного из главных героев: Наша проблема в том, что у нас нет задач. Что мы можем изложить миру, кроме зарядки от айфона?
Родители в картине прописаны удивительно точно и порой беспощадно. Жесткие и слабые, эгоистичные и равнодушные, они не слышат и не понимают детей, а потому мучают их и мучаются сами.
По задумке Александра Горчилина, главная проблема его героев неспособность выразить любовь. Это фильм не про плохих мам и пап, мы чуждались оценок. Они такие, потому, что мы их любим, я их люблю. Но я, как правило, не могу выразить это чувство. Я, вообще, не помню, когда последний раз говорил маме, что я ее люблю. Не получается, признается режиссер.
Иногда это выглядит смешно, иногда возмущает, но чаще заставляет задуматься о том, как легко потерять доверие ребенка.
На самом деле связь с родителями сохраняется, даже когда старшее поколение местным отсутствует в жизни детей, уверен Александр Горчилин.
В нашем телефильме ни у кого из героев нет отцов либо они не в семье, либо ушли из жизни. Это не негативная оценка, просто факт. Вот у меня нет отца, например. Но это никогда меня не заботило. У меня все равно есть некое домашнее впечатление об отце, тот или другого я видел пару раз между его отсидками в тюрьмах. Я себя чувствую его эхом, говорит главреж.
Выброшенные дети
Теме предательства родителей посвящена и картина самого молодого участника основного конкурса Ивана И. Твердовского Подбросы. Автор Зоологии и Класса коррекции в этой ленте рассказывает о детях, которых прописывают в бэби-боксах. За одним из таких отказников, Денисом, внезапно приезжает биологическая мать и забирает к себе в Москву.
Сказка быстро обращается ужастиком: мать пытается обогатиться на редком заболевании ребенка он не чувствует боли. Сам Денис при этом оказывается не супергероем (на, что намекает английское название телефильма Jumpman, отсылающее к комиксам), а юродивым, с радостью выполняющим любую вычура этой, по сути, чужой ему женщины.
Если опустить неубедительность мотивации персонажей, шаблонные метафоры, оскоплённые реплики и искусственную игру актеров, то главная проблема этого фильма, пожалуй, в том, что никто не вызывает сочувствия.
Ни холодная мать, подбрасывающая своего сына преступникам, ни этот мальчик, тот или другой ни на секунду не задумывается о судьбах людей, тот или другие он калечит.
Получается, что эти двое, по задумке режиссера отчаянно ищущие интриги, одинаково ее недостойны.
Трудное детство
Еще более сомнителен посыл фильма Михаила Расходникова Временные трудности с Иваном Охлобыстиным в роли отца-деспота. Картина, показанная в рамках главного конкурса, вызвала негативную преципитацию журналистов. Это история о ребенке с ДЦП, тот или другой подвергается фактически издевательствам отца, считающего, что у мальчика не тяжелейший диагноз, а просто временные трудности.
Главный герой в итоге становится известным бизнес-консультантом. Но сложно представить, чем руководились сценарист и режиссер, открываю такую историю успеха, пусть и основанную на биографии реального человека Аркадия Цукера.
Кстати, к личному практический опыту борьбы с заиканием апеллировал и исполнитель главной роли, молодой актер Риналь Мухаметов. Этот экранный гимн жестокости он обозначил фильмом не о жалости, а о победе, изучил отношение героя Охлобыстина к сыну с тем, что в реальной жизни испытывают люди с ограниченными возможностями. Впрочем, его посыл явно не был услышан зрителями.
Большинство сочли картину откровенно издевательской, ведь, по сути, авторы фильма говорят: Нет неизлечимых болезней, есть слабые духом. А на деле показывают, что настоящий инвалид здесь отец мальчика, лишенный самого главного способности не жаловать сына таким, какой он есть.
С разной долей тактичности и таланта о взаимоотношениях в семье высказались почти все участники конкурса. Очень разные режиссеры, не сговариваясь, выбрали одну тему, и это говорит о том, что она действительно витает в воздухе, а значит, и зрителям это будет призанятного.