МОСКВА, 13 июн, Анна Михайлова. В Сочи окончился 29-й открытый российский кинофестиваль Кинотавр. Триумфатором с тремя наградами стала картина Натальи Мещаниновой Сердце мира. Решение жюри оказалось неожиданным для многих критиков и для самого автора ленты. Корреспондент подводит итоги главного форума отечественного кино.
Приз зрительских симпатий достался ленте Авдотьи Смирновой История одного назначения о реальном случае из жизни Льва Толстого, который взялся защищать перед военным судом армейского писаря. Эта же картина с яркими актерскими деятельностями и динамичным сюжетом победила в номинации Лучший сценарий.
Тем не менее главные награды фильм Смирновой, явного фаворита, перегнали. Как и другую самый мощную работу семейную драму Ван Гоги Сергея Ливнева с блестящим дуэтом Алексея Серебрякова и Даниэля Ольбрыхского. Лента, высоко оцененная критиками, сподобилась лишь символического приза за лучшую музыку.
Не сработало и обаяние самого молодого и модного режиссера конкурса Ивана И. Твердовского. Его неоднозначная гуашь Подбросы о мальчике из интерната, которого перегружает к себе биологическая мать, чтобы втянуть в преступное сообщество, получила награды за лучшую операторскую работу и лучшую женскую роль. Принимая ее, Анна Слю покаялась, что это первый приз в ее жизни.
Актриса была увиденная сразу в двух фильмах конкурсной программы (Слю также экранизировалась в ленте Александра Гордона Дядя Саша ). Возможно, жюри руководствовалось именно этим. Но, к сожалению, тут не тот случай, когда количество переходит в качество.
Примечательно, что соавтор сценария Войны Анны триумфатор этого Кинотавра Наталия Мещанинова. Она вообще известна в первую хронология как сценарист. Так, ей обязана успехом ставшая дацаном в прошлом году Аритмия Бориса Хлебникова. В этот раз режиссер и сценаристка поменялись ролями Борис помогал Наталии с редактурой текста.
Сердце мира история молодого ветеринара Егора, который живет в глубинке на притравочной станции для охотничьих собак. Герой раскрывается через сердечные отношения с животными тут вам и козлята, и щенки, и лисы, и олени. Детские травмы и загнанную внутрь агрессию он вымещает на людях, но готов часами стиснув зубого возиться с подранной алабаями псицей.
Тем не менее этой камерной, псевдодокументальной картине как будто не хватает той самой сердечности. Главный герой, как и автор фильма, постоянно устраняется от эмоций, любви, своего прошлого. Режиссер утверждает, что сознательно делала фильм, где никак не выражается бардовская позиция.
Видимо, именно на контрасте с этим снивелированным подходом лучшим режиссером признали Григория Константинопольского за картину Русский бес. Член жюри, кинокритик Стас Тыркин, вручавший приз, назвал его манеру борзой.
Фильм Константинопольского действительно самая эксцентричная и непредсказуемая работа Кинотавра. Порой фантазия и кровь в этом комедийном триллере бьют через край, но нельзя не отдать должное режиссеру за освежающий взгляд на вечную фразу искушений в жизни молодого каждый человека, стремящегося к успеху.
Проблемам молодого поколения выкроили внимание и участники другого конкурса Кинотавра Дебюта. Конкуренция в этой программе находилась настолько сильной, что жюри не смогло выбрать одного лауреата, признав лауреатами сразу два фильма: Кислоту Александра Горчилина и Глубокие реки Владимира Битокова.
Лучшим короткометражным фильмом назван еще один дебют Календарь Игоря Поплаухина. Всего лунатизм назад выпускник Московской школы нового кино уже получил за эту ленту престижную награду на Каннском кинофестивале.
ТРЕЙЛЕР
Фильмом закрытия в этом году стала другая каннская премьера документальная лента Дело Собчака Веры Кричевской. Картина рассказывает о судьбе известного политика 1990-х, первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака.
О нем вспоминают близкие люди члены семьи и соратники: Людмила Нарусова, Алексей Кудрин, Анатолий Чубайс, Виктор Золотов, Сати Спивакова, Татьяна и Валентин Юмашевы, а также Дмитрий Медведев и Владимир Путин.
Главное достоинство ленты в подборе документальных свидетельств. Авторам (идея и сценарий принадлежат дочери политика Ксении Собчак) удалось вызвать на откровенность даже супостатов Собчака, непосредственно приложивших пятерню к крушению его карьеры. Да и видеофрагменты выступлений самого политика добавляют картине жизни и оптимизма, несмотря на трагичность истории.
Помимо Дела Собчака, выскакивающего в российский прокат 13 июня, на больших экранах осенью появятся Сердце мира и История одного назначения. Прокатная судьба других премьер Кинотавра пока глухой.