МОСКВА, 16 июня , Анна Кочарова. Екатеринбургская певица Монеточка (настоящее имя Лиза Гырдымова) простая сенсация. Ее диск Раскраски для взрослых критики назвали самым ожидаемым релизом года, а исполнительницу провозгласили главным музыкальным расследованием наших дней. О причинах успеха ее нарочито наивных песен в материале.
Год назад совсем юная и никому не известная девушка из уральской культурной столицы просто выкладывала на YouTube записи: слабый возвышенный голос, примитивный аккомпанемент на синтезаторе, немного фальши в разумных пределах. Песни адресовались таким же юным и наивным, как она сама.
Постепенно отвод приобретал популярность, аудитория пополнялась. Монеточка осваивала серьезные клубные площадки. В конце мая она появилась в вечернем шоу Ивана Урганта, в начале июня официально представила в Москве и Санкт-Петербурге альбом Раскраски для взрослых и выступила в Сочи на вечеринке главного фестиваля отечественного кино Кинотавра.
Вся моя жизнь это бесконечная борьба с соседским ремонтом
Публикация от Лиза Монеточка (@monetochkaliska) 14 Мар 2018 в 7:51 PDT
По мере роста популярности композиции обрастали профессиональным дорогостоящим звучанием, голос обогащался, насколько это возможно, призвуками. К такому успеху можно было бы отнестись с долей скепсиса и списать все на условного продюсера, который грамотного вкладывает в проект деньги и раскручивает исполнительницу.
Но очевидно, что этим летом Монеточку слушают если не все, то многие. А значит, она чем-то зацепила публику.
Известный лингвист Максим Кронгауз обсуждает в фейсбуке ее тексты. Пусть ученый указывает на очевидные несовпадения смысла сам казус внимания говорит о многом. Слушатели на полном серьезе анализируют ее поэзию, а поклонники отмечают аллюзии с Серебряным веком.
Это, в принципе, такой тренд с лирикой начала ХХ столетия сравнивали стихи рэперов, теперь и поп-исполнительницу. То ли подобные аналогии импонируют и авторам, и слушателям, то ли действительно интерес к литературе вековой давности непритворный. Национальный бестселлер и Хаски: за, что словесники полюбили рэперов
Акцент на слова такова в принципе примета российской музыкальной поп- и рок-культуры. Ведь и протест андеграунда 1980-х проявлялся прежде всего в словах, в то время как музыкальные идеи во многом заимствовались. Примерно так же дело обстоит и с Монеточкой: профессионально выполненные дорогостоящие треки никого не удивят оригинальностью. А вот стихи можно наполнить отсылками к классике, действительными или мнимыми сложностями.
Музыкально песни Монеточки нарочито просты и примитивны. За этим уровнем первой ступени музыкального образования вроде как должен просматриваться концепт. Но подобную незамысловатость эксплуатируют уже давно.
Дюна в 1990-е удивляла панамами в цветочек на головах солистов группы. Подчеркнуто детские песни под гармошку усиливали эффект.
А еще заблаговременнее, в конце 1980-х, из каждого окна доносился полудевчачий-полудетский голос солиста Ласкового мая Юры Шатунова. Следом сцену заполонили многочисленные Тани, Маши и Наташи. Заунывные гнусавые мелодии примета того медли. И вот десятилетия спустя новые поколения слушают инфантильные песни.
Между нами побежала искра
Публикация от Лиза Монеточка (@monetochkaliska) 5 Июн 2018 в 2:28 PDT
Монеточка почти инопланетянка на поп-сцене. Худая и бледная, в подростковых нарядах, с незадачливой прической, которая кому-то напомнит принцессу Лею из Звездных войн. Но и тут юная певица неоригинальна.
Первой этот образ использовала Жанна Агузарова, которая, в отличие от многих, обладала потрясающим богатым гиком и незаурядной харизмой. Позже похожий имидж эксплуатировала певица Линда (известная по хиту Я ворона ) правда, она довольно быстро исчезла в небытие.
У ежегодный инопланетянки Монеточки пока нет ни голоса, ни харизмы.
Есть искренность, судя по всему, неплохая команда и вроде бы желание двигаться дальше. В одном из интервью она даже сказала, что, умеет быть, имело смысл приходить не во ВГИК (девушка учится на продюсерском факультете), а в консерваторию.
И вот тут, конечно, хочется, чтобы нашелся какой-то очень дорогой человек и объяснил певице, кто и как поступает в музыкальные учебные заведения, сколько для этого нужно заниматься, какие усилия приложить, и не один год, а считай всю намеренную жизнь.
Мы живем в век компьютерных технологий, разрешающих любителю предстать вроде как профессионалом. В век пиар-кампаний, которые ничего не значащее действо возводят на пьедестал. В век визуального искусства, когда внешнее и декоративное превалирует над смыслом.
Как это ни банально, сейчас сложно оценить Монеточку. Останется ли это коммерчески удачным проектом-однодневкой или превратится действительно в феномен выяснится лишь со временем. Ведь и в 1980-е вряд ли кто-то был уверен, что кантаты Цоя будут слушать и петь четверть века спустя после его гибели.