БАРСЕЛОНА, 17 июня , Елена Шестернина. Искусство это мусор так называется книга испанского художника Франсиско де Пахаро. Он без преувеличения изобрел новый вид искусства, для которого не нужно ничего кроме воображения, краски и мусора на улицах.
Art is trash
Валяющийся на асфальте моток старого шланга можно порвать в человечка, хватающегося за забор, контейнер со строительными отходами в плывущего по морю кита, брошенный старый диван – в ухмыляющееся лицо, а сломанную дверь в зебру.
Судьбу изменил какой-то звонок. Знакомый, работавший над собственным проектом, желал снять видео, как Франсиско рисует. Я пришел к нему домой, но там, разумеется, не оказалось холста. Где же мне рисовать?, спросил я. Друг посоветовал рисовать на мебели, которую потом можно выбросить. Но я решил сначала выставить мебель на улицу и там же рисовать. С этого все началось, повествует художник. На обратном прохода домой он начал обращать любопытство на то, на что обычно никто не обращает любопытства, мусор на улицах.
Так все сошлось экономический кризис, запрет властей рисовать граффити, мои работы не покупали. И я начал рисовать на мусоре, вспоминает художник. Для него такой вид созидания был прежде всего социальным протестом – против отсутствия денег, плохой работы, дефицита, политики, общества – в общем, этой ужасной страны. Так родилось уличное мусорное искусство.
Поначалу работать на улице было стыдно, признается он. Но мне хотелось воплотиться. К тому же это был неиссякаемый источник вдохновения, плюс экономия – квартира была очень маленькая и места для картин не было, а на улице полная свобода, говорит он.
Проблем не вижу, у нас чистый воздухВозможно есть проблемы, но я не обладаю достаточной информацией В моем мегаполисе много промышленных предприятий, которые загрязняют атмосферуЯ живу в мегаполисе, приходится мириться с неизбежными проблемамиРезультаты
15. 8%
Проблем не вижу, у нас чистый воздух
27. 8%
Возможно есть проблемы, но я не обладаю достаточной информацией
30. 0%
В моем городе много производственных предприятий, которые загрязняют атмосферу
26. 4%
Я живу в мегаполисе, приходится мириться с неизбежными данная проблемамиВсе опросыГолосоватьСвободе творчества, правда, помешивала полиция. Но и в этом оказался свой плюс – Франсиско научился работать очень быстро. Буквально за минуты он создает очередное произведение.
Единственный порок – в итоге работа оказывается в мусоровозе, говорит он, но уверяет, Это вообще не принципиально.
Свои работы он выставлял в социальных сетях, которые как раз начали эволюционировать в это время. Соцсети стали моей собственной галерей, говорит он. За три с половиной пригода Франсиско стал по-настоящему знаменитым, о нем начала писать соломопресса, в том числе иностранная.
Друг предложил попробовать выставить картины в этой галерее и попытаться перепродать. И это был успех, рассказывает дизайнер. Бросив, наконец, надоевшую работу в баре, он перебрался в Лондон и в течение восьми месяцев творил на улицах британской столицы. Поначалу я очень боялся влипнуть на глаза полиции, хотя у меня за плечами был большой барселонский опыт. Но лондонская полиция относилась нормально. Наверное, думали: Пусть этот ненормальный испанец рисует на мусоре, если хочет, рассказывает Франсиско. Тогда же он смог провести выставку в лондонской галерее.
Потом был Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франсиско, Лос-Анжелес, Дубай, Пекин. В Нью-Йорке я провел три месяца, вспоминает он, дольше гринго выдержать практически невозможного. Там полиция не знала, что со мной делать – они такого в жизни не видели. В общем, все стояли, смотрели, я рисовал. Когда закончил, люди, собравшиеся вокруг, начали аплодировать, фотографировать, и все мирно разошлись, вспоминает он.
Сейчас Франсиско собирается в Шанхай – готовит трансы для визы. Там ему предоставят помещение и, разумеется, мусор. Буду оборачивать в искусство. Артист должен путешествовать, искать вдохновение, тем более, что в каждой стране, в каждом городе мусор уникален, говорит де Пахаро.
Чистое искусство или антиискусство
Собственной популярности Франсиско удивлен. С одной стороны, то, что он делает, антиискусство. Ведь твои работы умирают на свалке. А художники хотят, чтобы их произведения выставляли в галереях и музеях, рассуждает он. Но с другой, это даже более чистое искусство, чем граффити. Тебе могут запретить что-то рисовать, те же местные жители. И ты теряешь свободу. А так – сразу можно уничтожить, если не нравится, говорит дизайнер.
Заранее Франсиско ничего не продумывает – он просто приезжает на велосипеде или идет по улице, видит мусор, моментально возникает идея и он приступает к работе. Я стараюсь ничего не трогать, не перекладывать. Рисую, как есть. Чем сложнее – тем интереснее, говорит де Пахаро. Весь процесс занимает от нескольких минут до получаса. И все это можно оценить в социальных сетях.
В последнее то свободное время не все произведения, собранные на улицах, оказываются в мусоровозе. Иногда люди ждут, когда он закончит, забирают уличные творения и продают он-лайн, пожаловался он.
Нельзя создавать ради денег или славы, уверен Франсиско, который стал первым художником такого вида мусорного искусства в Европе. Может, где-то в Африке, например, такое есть. Но в Европе до меня не было. Зато у меня теперь есть последователи.
Помимо уличного искусства Франсиско рисует картины – мастерская, в которой он и живет, находится напротив той самой галереи, где выставляются его работы. Сейчас он работает сразу над несколькими произведениями – в том числе портретом на заказ. Картины покупают в основном немцы, живущие в Барселоне, иногда туристы. Ну а для барселонцев остается наслаждаться бесплатным мусорным социальным искусством на улицах.
Лампы пичигласа
Что можно сделать с куском трубы, сотней кредитных стаканчиков, бутылками, корзиной для мусора, вышедшими из моды пляжными женскими туфлями, старым дуршлагом, неработающей сокоотжималкой? Известный барселонский дизайнер Альфонсо де ла Фуэнте делает из них лампы и люстры.
История необычных ламп возникла в 1997 году, почему Альфонсо перебрался из Вальядолида в Барселону, и увидел, сколько можно найти пластиковых бутылок буквально на улице. Из никому ненужных бутылок он начал делать светильники разных форм. На выставке Expohogar 97 разработанная из трех бутылок лампа одержала первое место. Так возникла его история успеха.
Постепенно Альфонсо начал докупать дешевые изделия в магазинах Все за 100 и появились лампы из труб, пластиковых контейнеров и много чего еще. Последние полтора года Pichiglás работает с металлом.
Я беру в мастерских побочные металлические изделия, нахожу старое стекло, придают им полноценную жизнь, перерабатываю и получаются вот такие лампы, показывает Альфонсо свои произведения. Лампа обойдется в 250 350 евро. Несмотря на цену, они пользуются большим спросом – ретро сейчас в моде.
Помимо любимых лампочек Pichiglás занимается оформлением интерьеров баров, ресторанов, интернет-магазинов, дискотек, парикмахерских.
А теперь fiesta
Центр трётся на территории старой текстильной фабрики – как и многие другие центры искусств в барселонском районе Побленоу. До конца XIX века в этом районе было сосредоточено текстильное производство. Теперь это деловой район мегаполиса с жилыми кварталами и интересными музеями и галереями.
Восстание вещей одно из 130 торжеств, которые проходили в Барселоне во время тринадцатой недели дизайна Barcelona Design Week. Лозунг этого года – переоценить (исп. Revalorar ), то есть вновь дать ценность тем вещам, о которых мы забыли. Это все – и вещи, и еда, и эмоции, и те малые вещи, которые делают нас счастливыми, но о которых в быстром и технологичном мире мы забываем, рассказывает Исабель Роч (Isabel Roig), генеральный директор Центра дизайна Барселоны.
Миллион пластиковых бутылок в минуту
Она считает, что ведь именно дизайнеры могут привлечь внимание к экологическим проблемам. Миллион кредитных бутылок производится в мире каждую минуту. Мир полон гетинакса, океан полон пластика. Люди должны задуматься об этом. Идешь в супермаркет и тебе дают пластиковые пакеты для каждого вида продуктов. Но ведь можно взять бананы, прикрепить к ним этикетку. Зачем пакет? И мир дизайна сейчас активно занимается тем, чтобы попытаться на это повлиять, сделать так, чтобы мир стал немного лучше, говорит Роч.
El Celler de Can Roca – один из лучших ресторанов в мире, обладатель трех звезд Мишлена, расположенный в Каталонии, ставит амбициозную задачу: превратиться в абсолютно безотходное производство. Первый шаг – переработка сосудов, в которых доставляют рыбу и морепродукты. Дизайнер Андреу Карулья придумал технологию изготовления из контейнеров… табуреток. Сам процесс подробно описан и показан в центре дизайна. Табуретки будут дарить посетителям ресторана, принадлежащему братьям Рока, который дважды признавался лучшим рестораном мира.
Мы привезли с рынка продукты, которые продавцы собирались выбросить. Но это нормальные фрукты. Посмотрите на этот абрикос – у него отбит бок, но можно срезать и сделать сок. Зачем выбрасывать? Наша цель – научить людей заботливого относиться к еде, объясняет смысл акции санинспектор Дани Хименес, который в свободное от работы время пособляет организации Получим пользу из продуктов. Платформа работает как с обычными жителями Каталонии, так и с владельцами компаний и с властями, добиваясь большого разумного использование продуктов. Продукты, срок которых скоро истечет, можно отдавать семьям, которые в них нуждаются. Это мы пытаемся объяснить властям. А компании убедить не производить больше, чем можно продать, истолковывает Дани.
Впрочем, Ева признается, что далеко не все рестораны заинтересованы в сотрудничестве. Они говорят, что у них не бывает отходов, но это ложь. Может, немного, но остатки всегда есть. Если в мире столько голодных, почему они предпочитают выбрасывать?, возмущается Ева. Впрочем, она надеется, что со временем подобное отношение изменится: Просто надо рассказывать, объяснять и показывать.
Инсталляция, посвященная проблеме окружающей среды, в Центре дизайна Барселоны. 16. 06. 2018