МОСКВА, 20 июня Неэффективная, косолапая походка снежных медведей оказалась не столь энергозатратной, как раньше считали ученые. Она вряд ли выступит причиной их вымирания, объявляют зоологи в статье, пропечатанной в Journal of Experimental Biology.
Белые хозяева добывают пищу исключительно на поверхности морского льда, где их белоснежная шкура помогает им красться к тюленям, всплывающим к лункам во льде или отдыхающим на его поверхности. Если льда нет, то хозяин будет лишен камуфляжа и у него почти не будет приемов поймать ластоногого, что раскрутит его голодать продолжительное время.
По этой причине убавление площади полярных шапок под действием глобального потепления является одной из главных угроз для жизни этих хищников сегодня. По оценкам некоторых групп экологов, доля белых медведей может сократиться до критически низкой отметки уже через 10 лет, если северные льды продолжат сокращаться текущими самый большими темпами.
Пагано и его коллеги в начале этого года раскрыли более совершенную угрозу для вымирания белых хозяев. Они обнаружили, что хозяева заполярья тратят примерно в три раза больше энергии в состоянии покоя, чем другие медведи схожих размеров, что может послужить причиной их исчезновения в том случае, если их традиционная пища – тюлени – станет еще более недоступной.
После этого микробиологи вспомнили, что в 1980 годах их коллеги нашли намеки на то, что белые медведи были чемпионами по косолапости – как тогда объявляли биологи, они тратили видно больше энергии на ходьбу, чем их бурые сородичи.
Проверить эти заявления, как вспоминает Пагано, оказалось не так-то просто, так как на хозяев невозможно надеть приборы, позволяющие измерить скорость их метаболизма по количеству потребляемого кислорода, и их нельзя поместить в клетку, позволяющую производить подобные многоопыты с небольшими животными.
Биологи из Калифорнии решили эту проблему остроумным образом – они купили специальную беговую дорожку для лошади, куда можно было посадить и медведя, и поместили ее в герметичную камеру из пуленепробиваемого стеклышка, где они могли обмеривать изменения в уровне кислорода и углекислого газа.
Последующие два месяца микробиологи потратили на подбор подходящих приманок для медведей и их муштрование ходьбе в этом беличьем колесе. Что интересно, бурым медведям сразу понравилось это упражнение, а их белые кузены крайне неохотно обучались этому искусству.
Когда и те, и другие хищники вжились в роль белки, ученые приступили к замерам того, как много калорий они сжигают на каждый метр пройденного расстояния. К их большому удивлению, и гризли, и белые медведи тратили примерно по 2, 2 килокалории на каждый перейдённый метр, с поправкой на их разницу в массе, и не уступали в эффективности ходьбы другим животным аналогичных коэффициентов.
Подобные результаты замеров говорят о том, что степень косолапости снежных медведей сильно преувеличивалась – низкая эффективность бега и ходьбы не послужит причиной их исчезновения. С другой стороны, высокая скорость метаболизма по-прежнему угрожает их существованию, заключают Пагано и его коллеги.