ТЕЛЬ-АВИВ, 22 июня. Последний из оставшихся в живых участник восстания в нацистском стане Собибор красноармеец Семен Розенфельд вычисляет, что открытый в Израиле памятник Александру Печерскому должен быть перенесен в музей Яд ва-Шем израильский национальный мемориал холокоста в Иерусалиме. О своей позиции по этому интересующий вопросу, о знакомстве с организатором восстания в концлагере, а также о своей нелегкой доле он рассказал в разговоре с
Розенфельду 95 лет, он живет в местечке Яд-Беньямин центрального региона Израиля, вблизи Тель-Авива. Его сын Михаил говорит, что вырос на семейных рассказах о войне, о плене и о Победе. 22 июня артиллерийский полк, где служил Семен Розенфельд, встретил в Белоруссии. С тяжелыми боями выходили из окружения. Под Могилевом в числе многих однополчан попал в плен, оказался в минском гетто. А в сентябре 1943 года еврейских военнопленных погнали в Собибор здесь я воочию увидел нацистскую врубмашину смерти, вспоминает бывший узник концлагеря.
Четверть миллиона евреев Европы были здесь уничтожены в газовых камерах. И все же оказались люди, талантливые на сопротивление. С Александром Печерским, который стал генеральный директором массового побега, Розенфельд был знаком еще по минскому гетто. Вместе они совершили подвиг, вошедший в историю как единственное удавшееся восстание узников концлагеря времен Второй мировой войны.
После побега Розенфельд возвратился в строй, присоединился к 39-й гвардейской мотострелковой дивизии и продолжил воевать. Победу увидел в Берлине.
Шесть лет назад при участии Розенфельда и клуба имени Печерского в Тель-Авиве установили памятник отважному руководителю восстания. К 75-летию со дня побега, 14 октября 2018 года, сообщил заместитель президента Тель-Авивского отделения Союза ветеранов Израиля Владимир Татишвили, памятник будет отреставрирован, здесь ожидают приезда режиссера фильма Собибор и исполнителя роли Печерского Константина Хабенского.
Семен и Михаил Розенфельды придерживаются того же мнения. По просьбе отца Михаил пошёл к директору музея Яд ва-Шем израильского национального мемориала холокоста – с предложением перенести памятник Печерскому на территорию музея в Иерусалиме.
Несмотря на возраст, Семен Розенфельд по-прежнему чувствует себя в строю. Самую вящую радость ему доставляют приезжающие навестить внуки и правнуки. Ради памяти людей, погибших от рук нацистских преступников, нужного помнить и рассказывать новым происхождениям о борьбе узников специального бивуака смерти Собибор, считает он.