МОСКВА, 22 июня Шведские биологи нашли в мозге крыс-алкоголиков особую цепочку нейронов, нарушения в работе которой заставляют их считать алкоголь более вкусным и питательным, чем конфетный сироп. Об этом говаривается в статье, опубликованной в журнале Science.
Алкогольный дрейф
Хайлиг и его коллеги проверили, где происходит эта неисправность, и нашли способ ее исправить, когда изучали другую проблему, связанную со спиртным, изменение трофических предпочтений животных и людей-алкоголиков.
Те, кто дефисом с сильно пьющими людьми, часто замечают, что увлечение выпивкой ведет к почти полному отказу от пищи, к тому же алкоголики не набирают вес, несмотря на высокую калорийность спиртного. (Исключение тут представляет пиво, профессионалы которого быстро отращивают пивные животы. )
Недавно ученые выяснили, что это происходит потому, что человеческий мозг алкоголиков начинает воспринимать спиртное в качестве нормальной еды, люблю его остальной пище. Это открытие натолкнуло команду Хайлига на мысль о том, что формирование зависимости может быть спознанного не только с неограниченным впуском к спиртному или наркотикам, но и с определенными видоизменениями в работе пищевых центров человеческий мозга.
Они проверили эту идею, наблюдая за крысами, которых предварительно научили пить раствор спирта, нажимая на рычаг в клетке. Когда грызуны стали алкоголиками, ученые предложили им альтернативу воду с большим количеством сахарина (бескалорийного аналога сахара).
Выключатель воли
Ученые давно заметили, что большинство животных при возможности практически сразу переходят на сладкую воду, однако примерно 10-12% продолжают пить спирт. Это число, как отмечают биологи, сходится с количеством людей, зачисляющих зависимость после серии попоек или продолжительного употребления тяжелых наркотиков.
Изучая человеческий мозг крыс-алкоголиков, ученые обратили внимание на изменения в работе генов в нервных клетках, предрасположенных в центрах вкуса, блаженства и эмоций. В мелочи, у них резко упала активность участков ДНК, спознанных с работой тормозящих цепочек невронов и удалением молекул гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) главного тормоза нервной системы.
Выяснив это, биологи протестировали, что произойдет, если заблокировать или принудительно включить какой-либо из таких участков ген GAT-3. Результаты оказались потрясающими: отключение GAT-3 превратило нормальных крыс в алкоголиков и заставило их пить раствор алкоголя вместо сиропа, а активизация гена, наоборот, отгородила вторую группу грызунов от зависимости.
Как отмечает Хайлиг, такой механизм приобретения тяги к алкоголю очень хорошо объясняет, почему миорелаксант баклофен, похожий по структуре на молекулы ГАМК, занижает тягу к спиртному и применяется для лечения алкоголизма. Раньше ученые этого не понимали и спорили, можно ли его вообще использовать в борьбе с наркоманией и алкоголизмом.
Более безопасные аналоги этого препарата, лишенные столь сильных побочных эффектов, станут первыми реальными лекарствами от всех типов зависимости, заключают писатели статьи.