МОСКВА, 25 июня Неандертальцы предпочитали не стрелять из лука или бросать копья, убивая жертв на большом максимальное расстоянье, а добывать себе корму в рукопашном бою, нападая на животных из засады, заявляют антропологи в статье, опубликованной в журнале Nature Ecology & Evolution.
Достаточно долгое время антропологи и палеонтологи считали, что неандертальцы, европейские кузены наших предков, заметно уступали им в культурном развитии, не обладая даром речи, культурой, религией и даже умением разжигать огонь. За последние пять лет все эти, как оказалось, мифы были успешно разбиты новыми находками в Хорватии, Израиле и в Испании.
К примеру, недавно ученые установили ожерелья, изготовленные неандертальцами, а также различные образцы неандертальской наскальной живописи, а также выяснили, что эти старинные люди коллекционировали камни, умели варить различные отвары для лечения болезней и рисовать абстрактные татуировки, пользоваться химией для разжигания костров и имели достаточно сложные погребальные обряды.
Многочисленные орудия труда и артефакты, найденные на стоянках Homo neanderthalensis в Европе и Азии, указывают на то, что эти древние пассажиры добывали себе пропитание, охотясь на различных крупных животных. Рубрукс и его коллеги распахнули секреты их охотничьего искусства, изучая кости, найденные в массовой могиле оленей. Они были обнаружены в котловине старинного озера, расположенного в 35 километрах от Лейпцига, неподалеку от стоянки неандертальцев Ноймарк-Норд.
Первые раскопки, как отмечает Рубрукс, здесь начались еще во времена поздней ГДР – археологам и палеонтологам уродилось извлечь останки примерно двух сотен ланей, оленей и других копытных животных, часть которых могла погибнуть от клыков хищников, а другие – от рук первых аборигенов Европы. В пользу этого говорит то, что кости все четырех ланей несли на себе следы рубил и других орудий труда.
Анализируя повторно их кости, авторы статьи неожиданно обнаружили, что останки сразу двух копытных животных несут на себе яркие и вполне однозначные следы сламываний, нанесенных копьем или другим заостренным оружием. Просканировав их при помощи томографа, научные смогли вычислить силу и направление удара, а также обстоятельства гибели ланей.
Как показали эти расчеты, оба самца погибли в результате двух мощных, но медленных ударов копьем сзади, один из которых пробил шейные позвонки одной из ланей, а второй – заднюю часть крупа и тазовую кость. Судя по отсутствию следов заживления ран, оба животных умерли сразу после контакта с неандертальцами.
Угол падения и большое число трещин в костной дымки, как объясняют ученые, говорят о том, что эти удары были сделанным с очень небольшого расстояния, что исключает возможность того, что неандерталец мог удачно бросить копье в лань. Все это говорит о том, что они предпочитали вступать в ближний бой с жертвой, нападая на нее из засады, несмотря на то, что столкновение с рогами лани могло закончиться для древних пассажиров столь же фатально, как и удар копьем.
Это, как отмечают ученые, могло различать неандертальцев от наших предков – современные племена людей, застрявших в каменном веке, используют копья как и в качестве метательных снарядов, так и рукопашного колющего оружия. С другой стороны, Рубрукс и его коллеги не исключают, что они могли и метать копья, делать что, правда, было трудного в густых лесах, одевавших Европу в то время.