14 Июля 2018
МОСКВА, 14 июля, Анна Михайлова. Сегодня мировой кинематограф отмечает столетие шведского режиссера Ингмара Бергмана. Общепризнанный классик, он до сих пор считается одним из самых сложных для обычного зрителя.
рассказывает, как смотреть его фильмы, даже если вы не знаток авторского кино.
Семья
К Бергману нелегко подступить. Он пугает своей невероятностью и как будто специально не хочет быть понятым массовым театралом. В России его часто сравнивают с Андреем Тарковским. Кстати, оба режиссера отзывались друг о друге с восхищением и несколько раз договаривались о встрече, но она так и не состоялась.
Пять десятков кинолент и более сотни спектаклей. В отличие от Тарковского, снявшего всего семь картин, Бергман был очень плодовитым.
Его фильмы кардинально отличались по сюжету, жанру, времени действия, но их объединяла тема, а точнее ниша интересов режиссера.
Бергман занимался не просто исследованием человеческой индивидуальности в различных ее проявлениях. Его булгачил конкретный аспект освобождение личности от социальных, психических, семейных связей.
Последнее особенно актуально для режиссера, который был женат пять раз и вырастил девять детей. Проблема брака так или иначе разбирается почти во всех его фильмах. Но, даже рассказывая о любви, как в Лете с Моникой или Страсти, Бергман на самом деле говорит именно о свободе. Пожалуй, главный его фильм на эту тему Сцены из супружеской жизни.
Довольно длинная картина больше трех часов построена на будничных отношениях мужчины и женщины. Одновременно ироничная и драматичная, лента не оставляет равнодушными даже тех, кто в отличие от Бергмана не пережил ничего подобного лично.
В итоге фильм можно вас будет изучать не только как эталон комедиантской игры, режиссерского гения и операторской работы, но и как наглядное пособие по гендерной психологии.
Свобода
Часто первая реакция на фильмы Бергмана: суровые и мрачные. Или, как сейчас пропущенного говорить, депрессивные. Однако он снимал и комедии Улыбка летней ночи, Уроки любви. Да и в его драмах хватает моментов, которые вызовут у зрителя пусть горькую, но улыбку.
С драматургической точки зрения ленты Бергмана можно рассматривать как спектакли.
Композицию и каркас картин кинорежиссер строил, как и свои театральные постановки. Актерские работы всегда на грани фантастики, а это, как известно, в большой степени по заслуга режиссера.
Главный же визуальный инструмент Бергмана чисто кинематографический: большой план, завораживающее и выразительное человеческое лицо. Не зря считающийся лучшим фильм Бергмана Персона показывает, как две героини необъяснимым образом становятся одним целым. Эта картина оставалась любимой у самого режиссера, но зрителю начинать с нее не рекомендуется.
В качестве пробного граната можно взять фильм, который принес режиссеру мировую славу, но был им горячо нелюбим, Осенняя соната. Еще одна семейная драма об отношениях и личной несвободе квинтэссенция бергманости в исполнении его полной тезки, голливудской звезды Ингрид Бергман и его музы Лив Ульман.
Смерть
Фильмы Бергмана сходным на сны. Сам он говорил, что по умению снимать сны можно определять талант режиссера. Отсюда, возможно, и его любовь к произведениям Тарковского. Немалую роль в этой сновидческой эстетике играет северная природа инопланетарные просторы острова Форё в Персоне или холодная Норвегия в Осенней сонате.
Обратная сторона сна в фильмах Бергмана смерть. Ей посвящены экие картины, как Земляничная поляна, Девичий источник, Шепоты и крики.
Но, пожалуй, самой фундаментальной и символичной стала Седьмая печать. Фильм воспламененный фреской Смерть, играющая в шахматы шведского художника XV жития Альбертуса Пиктора.
Сюжет о средневековом рыцаре-крестоносце, который играет в шахматы со Смертью, положил начало многолетнему сотрудничеству Бергмана с актером Максом фон Сюдовым.
Образ Смерти, созданный другим выдающимся шведом, Бенгтом Экеротом, теперь хрестоматийный. Мрачная философская притча о бегстве от судьбы и ее принятии ключевая для Бергмана.
Особого внимания заслуживает финальный эпизод. Бергман рассказывал, как после съемок, в тот миг, когда актеры уже отправились на студию, а аппаратуру упаковали, он вдруг увидел потрясающую ненастную тучу. Оператор Гуннар Фишер срочно схватил камеру и за неимением актеров на площадке с одного дубля снял пляшущих техников и случайных туристов. Сегодня эта двухминутная сцена, родившаяся из чистой импровизации, вступает в число самых известных в мировом кино.
Вера
В Седьмой печати Бергман упоминает еще одну важную для него тему религию. Сын пастора, воспитанный в строгости (допускались и телесные наказания), не мог обойти вниманием вопрос веры. Своими размышлениями об этом он наиболее полно поделился в картине Фанни и Александр.
Почти святочная притча про брата и сестру, чья мать после смерти отца выходит замуж за пастора с садистскими наклонностями, принесла Бергману четыре Оскара и премию Сезар.
Как театральная пьеса, картина состоит из пролога, пяти частей и эпилога.
Режиссер говорил, что фильм во многом основан на личных воспоминаниях. Эта картина прощание Бергмана с большим кинематографом. Потом он выполнил лишь несколько работ для телевидения. Возможно, именно с этой ленты лучше всего начать знакомство с этим удивительным и сложным художником.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира: