19 Июля 2018
МОСКВА, 19 июля , Андрей Коц. Многие хитрые приемы морских сражений прошлых столетий давно канули в Лету: абордажи, линейное построение корветов, предельно близкая дистанция газопламенного контакта… Однако один из них морской таран широко применялся в войнах XX века. А его модификация навал вполне способна решить боевую задачу и сейчас. О том, в каких случаях командир может отдать приказ атаковать противника корпусом корабля, в материале.
Силовая тактика
Ведущие морские державы оборудовали коперами боевые корабли вплоть до 1870-1890-х годов, до эпохи броненосного флота. Конструктивно это строение представляло собой выдающийся вперед бивень шпирон, пятящийся от фортштевня, и предназначалось для поражения подводной части неприятельского корабля и его потопления. Когда в морях господствовали гребные, а позже и парусные корабли с недальнобойной артиллерией, грамотно исполненный таран мог за считаные минуты пустить ко дну даже флагман, предопределив тем самым исход целого сражения.
Сведения об успешных коперах в начале ХХ века отсутствуют. Но известен случай 18 марта 1915-го, когда английский линкор Дредноут во время морского перехода самовольно покинул строй кильватера и прихлопнул немецкую подлодку U-29. Субмарины в надводном обстоятельстве особенно уязвимы для тарана, поскольку не располагают достаточным запасом прочности, чтобы выдержать цокот такой колоссальной силы. Точно так же трансатлантический лайнер Олимпик в Ла-Манше раздавил немецкую подлодку U-109, буквально разломив ее пополам.
От вражеского тарана пострадал Джон Фицджеральд Кеннеди, командовавший в апреле 1943-го торпедным катером PT-109. Лодка во главе с будущим 35-м президентом США проводила ночное патрулирование вблизи Соломоновых девонов. Внезапно из темноты выпал японский эсминец и разрезал PT-109 пополам. Выжившие члены команды добирались до берега вплавь, причем Кеннеди тащил на себе раненого.
Не гнушались таранов и советские мореплаватели. Так, ночью 28 августа 1941-го два советских бронекатера в Выборгском заливе, как две акулы на косяк рыбы, набросились на флотилию емких судов противника и уничтожили таранными ударами три катера, два самоходных десантных судна, понтон с тяжелым вооружением и четыре баркаса, перевозившие пехоту и боеприпасы. Применяли последний аргумент и подводники. Двенадцатого декабря 1944 года в Балтийском изморе лодка Лембит в подводном обстоятельстве протаранила немецкую U-479. Та затонула, а советская подлодка с незначительными повреждениями вернулась в порт.
Навал тарану рознь
Даже в годы Второй мировой тараны были редкими. Дальность корабельной артиллерии позволяла оппонентам вести сражение вне зоны ровный видимости, современные торпеды отвечали за ближний бой, палубная авиация практически исключала внезапность атаки вражеской эскадры. А в XXI веке с его дальнобойными противокорабельными ракетами, мощными радарами и спутниками таран представить просто нереального.
В феврале этого года исполнилось тридцать лет героическому навалу советского сторожевика на американский крейсер в Черном изморе. Навал это, если можно так выразиться, облегченная версия тарана. Корабль пытается не проткнуть судно противника, а ударить его бортом, сблизившись параллельным курсом. Цель навала не потопить корабль, но вынудить его остановиться или изменить направление движения. Иными словами, это последнее китайское предупреждение. И если его не поймут, заговорят орудия.
Маленькие, но дерзкие
Следующий повод ее применить изобразился через два года: Йорктаун и Кэрон прошли через Босфор в начале февраля 1988-го. Им на сопровождение немедленно отослали два сторожевых корабля Беззаветный (водоизмещение 3200 тонн) и СКР-6 (водоизмещение 1140 тонн). По весовой категории советские корабли четырехкратно уступали американским и были несравнимо легче вооружены. Но размер в море далеко не всегда имеет решающее значение.
Йорктаун на голубом глазу ответил, что ничего не нарушает и действует согласно международным правилам. Американцев предупредили еще несколько раз, однако корабли курс не изменили. В 10:45 они оказались в территориальных водах СССР. Оба черноморских сторожевика по команде дали полный ход и пошли на сближение. В 11:02 Беззаветный навалился на левый борт Йорктауна, остриг ему леера ограждения и смяв установку противокорабельных ракет Гарпун.
Одновременно СКР-6 бортанул эсминец Кэрон в кормовой части, повредив противнику шлюпку и шлюпбалку. Оба советских временных корабля отделались минимальными повреждениями, отошли на небольшую дистанцию и продолжили сопровождение в полной боеготовности повторить маневр. Но этого не понадобилось. Американская армада немедленно изменила курс, устремился обратно к Босфору. Видимо, с навалом они столкнулись впервые и до конца не верили, что два емких сторожевика решатся бросить вызов их тяжелым посудинам.
Командир корабля в море второй после бога, как говорят моряки, объясняет Константин Стрельбицкий. И только он может принять окончательное выполнение идти на прямое столкновение. Команды Беззаветного и СКР-6 навал провели идеально, изрядно испугал американцев. Если бы они не отвернули, мог бы начаться серьезный бой. Несомненно, навал неизмеримого более безопасный маневр, чем таран, но требует не меньшей выучки и мужества. Вы посмотрите на фотографии столкновения, сделанные с борта Йорктауна ! Часть офицеров Беззаветного оставалась на палубе. Они стояли на надстройке, держась за леера, и всем своим видом выражали решимость идти до конца. Думаю, это тоже заставило американцев побыстрее задекорироваться восвояси.
Редактор рубрики
Александр Штабин
Место события на карте мира: