23 Июля 2018
МОСКВА, 23 июл, Анна Михайлова. Работы Ильгиза Фазулзянова, художника из небольшого городка под Казанью, можно увидать не только на аукционах Christie's и Bonham's, но и в Музеях Московского Кремля. Со времен Карла Фаберже такой чести не удостаивался ни один ювелир. Обладатель множества международных наград, он единственный, кто дважды сделал ювелирного Оскара Гран-при International Jewellery Design Excellence Award. Художник рассказал, как покорил Запад и почему предпочитает традиции современным технологиям.
— Недавно вас пригласили перечитывать лекции в парижской школе знаменитого ювелирного дома Van Cleef & Arpels. Что заняло мировых лидеров рынка в вашей работе?
— У нашего сотрудничества довольно долгая история около двух лет эксперты школы использовали фотографии моих украшений как иллюстрации к лекциям, посвященным ювелирной эмали. Причем сначала они их довольно легко нашли в Сети и были поражены качеством работы, разнообразием техник, уровнем исполнения (это их слова не самовосхваление). Насколько я знаю, никто из коллег, даже тех, кто специализируется на эмали, не работает во всех аппаратурах, выбирая какую-то одну. Мне же интересно разнообразие.
— Насколько вообще отличается современное ювелирное дело в России и на Западе?
— Если говорить о технической стороне вопроса, то практически не отличается: абитуриент любой ювелирной школы должен еще несколько лет практиковаться на реальном производстве, в мастерской, чтобы стать мастером. На Западе более сильны мануфактурные традиции когда мастерская специализируется на определенной технологии, и иногда над украшением, какое придумал ювелирный дизайнер, могут трудиться несколько мастерских это дает большую технологическую широту.
В России дизайн часто ограничен технологическими возможностями одной гениальной. Плюс на Западе знатока быстрее реагируют на рыночные видоизменения. Сильно отличается информационное поле количество выставок, галерей, марок, книг и это влияет на развитие дизайнерской мысли.
— Считается, что по сравнению с другими обликами современного искусства ювелирное дело еще более консервативно. Вы с этим согласны?
— Ювелирное дело это дело. И одна из задач ювелиров сохранять дело, традицию мастерства, возможно, это определяет некоторую консервативность. И да, мы по-прежнему работаем с металлом и драгоценными камнями. Хотя уже не только с ними (как, впрочем, и тысячелетия назад): материалы ювелира сегодня максимально разнообразны от дерева и кости до совершенно необыкновенных сплавов.
Публикация от Ilgiz (@ilgiz_f) 13 Июл 2018 в 1:59 PDT
Очень интересные украшения печатают на 3D-принтерах. Это не мой путь, но это любопытно. Новые способы закрепки, огранки, деятельности с камнями ювелирная индустрия развивается, как и многие другие, просто в большинстве случаев все происходит в высоком сегменте и широкая публика об этом не знает. Хотя та же самая 3D-печать как раз групповая история. Но лично я не ищу вдохновения в технологиях.
— Ювелирные изделия принято относить не столько к искусству, сколько к предметам роскоши. При этом ваши произведения выставляются не только на аукционах, но и, например, в Музеях Московского Кремля. Как вы сами определяете место ювелирного дела в иерархии искусств?
— Нет такого обобщающего понятия ювелирные изделия. Есть ювелирное искусство, есть фетиши роскоши ювелирный дизайн, а есть масс-маркет. Сейчас эксперты всего мира решают вопрос:, что же такое современное ювелирное искусство, по каким признакам и критериям осознавать украшения достойными музеев. Где кончается дизайн и начинается искусство? Это очень сложно. Для меня ювелирное искусство настаёт, когда проявляются мысль живописца, его личность и философия.
— Почему ювелирных мастеров помнят меньше, чем художников?
— Художников просто большого. А вот, например, Николай Рерих писал, что ювелирное искусство самое сложное и самое крупное из всех видов искусств. Не каждый художник может форма ювелиром. С другой стороны, долгое время ювелирное искусство было безымянным только в начале ХХ века кой-какие ювелиры приобрели широкую известность. И сегодня крупные ювелирные апартамента неофициально называют по имени знатоков, которые создают для них шедевры и ювелирные бестселлеры.
— У ювелирных произведений высокая себестоимость. Как это отражается на работе? Приходилось ли вам отказываться от каких-то задумок из-за дороговизны материалов?
— В начале карьеры, конечно, вращались случаи, когда отказывался от идеи, потому, что не было возможности найти подходящие утесы. Одно из преимуществ деятельности с эмалью даже для выдающегося художественного результата не нужны дорогие материалы. Я и сейчас нечасто использую большие дорогие камни они скорее мешают замыслу, чем помогают.
Чаще отказываешься от задуманного да просто потому, что в воображении все намного ярче, чем в реальности. Но многие клиенты приходят ко мне с инвестиционными сапфирами и бриллиантами, чтобы сделать с ними украшения.
— Каким вы показываете будущее российской ювелирной индустрии?
— Российская индустрия, надеюсь, будет развиваться уже сейчас есть много интересных молодых художников из регионов, о которых мало кто знает и которым иногда унылого не хватает средств на воплощение своих идей.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира: