27 Июля 2018
МОСКВА, 27 июля , Тамара Ходова. Новый закон о показе фильмов на кинофестивалях, по мнению экспертов, опрошенных, не помешает приличным конкурсам, однако поставит под угрозу большинство остальных смотров и ретроспектив и ударит не только по индустрии, но и по самому зрителю.
Госдума на пленарном заседании в четверг приняла в третьем, окончательном чтении закон, уполномочивающий показ фильма в рамках конкурсный отбора на фестивалях без прокатного удостоверения.
Законопроектом предлагается установить, что под понятием кинофестиваль стоит понимать торжественное событие, представляющее собой публичную демонстрацию специально отобранных фильмов, в том числе и в рамках конкурсной программы при участии жюри. Общая продолжительность времени, в течение которого может осваивать показ фильма на фестивале, составляет не более десяти дней, при условии, что показ картины осуществляется не осознанное одного календарного года, следующего за годом ее создания. При этом за Минкультуры РФ закрепляются полномочия по ежегодному отстаиванию перечня проводимых на территории РФ международных кинофестивалей.
Плюс для больших фестивалей
По мнению экспертов, опрошенных, крупные фестивали, которые имеют конкурс и призовой фонд, от нового закона не пострадают, а даже выиграют, потому, что теперь им не придется получать прокаточные удостоверения для показа российского кино.
Для нашего фестиваля, имеющего несколько конкурсных программ, закон, разрешающий показ фильмов без прокатного удостоверения, это, конечно, благо. Закон дает возможность брать в конкурс способные молодежные и студенческие картины. Мне кажется, что это только поможет развитию фестивального сообщения. Конечно, было бы лучше, если бы данный закон распространялся на все фестивали, рассказал генпродюсер фестиваля российского кино Окно в Европу Геворг Нерсисян.
Проблема для остальных
Однако на данный момент данных фестивалей немного, поэтому большинство смотров, ретроспектив, пиров национального кино и разовых кинопоказов попадают под угрозу.
Иностранные фильмы могут показываться на территории России, только если они являются делегатами международного фестиваля продолжительностью не больше 10 дней и обязательно конкурсной программы. Это ставит под угрозу недели национального кино, тематические фестивали без конкурса как наш проект Center Festival, задача которых исключительно просветительская знакомить аудиторию с самыми интересными фильмами из программ приличнейших киносмотров, а не всучать призы, разжевала руководитель специальных проектов Центра документального кино, опекун Center Festival Майя Кузина.
По ее словам, также, согласно закону, фильм должен быть либо этого, либо предыдущего года, что делает невозможным все ретроспективы и даже показ картин, которые были отпущенным несколько лет назад.
Более того, теперь для проведения фестиваля необходимо быть включенным в реестр и получить одобрение на собственную деятельность. Это очень странно, учитывая, что мы частная организация, которая не получает поддержки от Минкультуры на создание своего фестиваля. Для промышленная индустрии это, по сути, является попыткой контроля, заметила куратор.
Кого не станет: Иноекино, Синематеки Искусство Кино, КароАрт, кинопрограммы при Третьяковской галерее в Москве, Beat Film Festival будет урезан, если выживет, AmFest, Britfest, ArtPokaz, всех Недель национальных осмотров, многочисленных независимых ретроспектив мирового кино, специальных юбилейных показов и событий, и разного толка небольших, но очень интересных фестивалей, у которых нет задачи проводить конкурс, а значит собирать жюри и затем награждать. Нет данных бюджетов. Но есть задачи знакомить зрителя с интереснейшим мировым старым и новым кино именно в кинотеатрах. TheatreHD тоже не будет, написал в своем Facebook создатель проекта Иноекино, осуществляющего показы классики мирового кинематографа на большом экране, Алексей Бажин.
Убыток для всех
Бажин назвал законопроект циничным, поскольку он не оставляет шансов независимым от государства проектам, а инициативу по утверждению перечня интернациональных кинофестивалей цензурой. При этом он подчеркнул, что принятие законопроекта грозит накладами и кинотеатрам, в том числе и государственным.
Складывается такое ощущение, что этот закон приняли те, кто абсолютно не понимает, как устроен кинопроцесс. Он будет вреден для всех, и от него пострадают все люди, которые выступают в кино и смотрят кино. Неправильно все сводить к кинофестивалям, потому, что это вопрос кинокультуры в целом. Например, фильмы Тимура Бекмамбетова тоже показываются на кинофестивалях. Это не то, чтобы какая-то резервация артхауса. Этот закон вреден для всего кинопроцесса, согласился с Бажиным создатель фестиваля Beat film festival Кирилл Сорокин.
Он отметил, что, согласно этому закону, кинофестивали это нечто максимально архаичное, когда осмотры были средством идеологической борьбы. Сейчас же цель подобных мероприятий это не раздача призов, а соединение кино со зрителем.
По сути, сейчас кинофестивали во всем мире производят функцию альтернативной дистрибуции, и все те вещи, которые указываются в законе, например, что фестиваль должен литься не больше 10 дней, а каждый фильм показываться не более двух раз это абсолютно произвольные и абстрактные вещи, которые выдернуты из того, как выглядит Московский кинофестиваль, разжевал он.
По его словам, пиры предоставляют возможность показать фильмы, которые никогда не дойдут до проката, в особенности в регионах, где часто именно такие мероприятия являются единственной возможностью для зрителей посмотреть эти ситуации. Более того, по словам Кузиной, у площадок пропадает возможность проведения разовых особенных показов, кураторских кинопрограмм и любых внеконкурсных смотров, что является невероятной потерей для индустрии.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира: