7 Августа 2018
МОСКВА, 7 августа , Анна Кочарова. Восемьдесят лет назад скончался режиссер и театральный деятель Константин Сергеевич Станиславский. Любите искусство в себе, а не себя в искусстве, Театр начинается с вешалки эти его афоризмы общеизвестны, а сформулированные им принципы работы актеров на сцене сегодня изучают во всем мирозданье.
Станиславский, пожалуй, единственный доктринер театра, чьи высказывания вступили в повседневную жизнь. Не верю!, Театр обрушивается с вешалки эти слова повторяют, часто даже не задумываясь, кому они принадлежат.
Свое знаменитое Не верю! Константин Сергеевич говорил актерам, порицая их за неестественность и патетику на сцене.
Фраза Театр обрушивается с вешалки из письма Станиславского к гардеробщикам МХАТа, в котором он благодарил их за поздравления с 70-летием.
Режиссер написал тогда: Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей. А еще он говорил: Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве. Если вы будете эксплуатировать искусство, оно вас предаст; искусство очень мстительно.
Так называемой системы Станиславского в качестве четкого методического пособия не существует. Однако она изложена в трудах реформатора театра. Один из главных приемов актерское перевоплощение.
Актер должен знать о своем персонаже все и откуда он пришел перед тем, как появился на сцене, и кто его родители, и всю биографию героя.
Режиссер требовал от артистов, чтобы они рассказывали ему полную историю жизни своих кумиров, хотя она не была прописана в пьесе. Каждый образ нуждался в кропотливой проработке.
Артист обязан ясно понимать, кто его герой и что ему нужно. Иначе он будет бессмысленно ходить по сцене, действовать как заведенная машина, считал Станиславский.
Благодаря ему теперь в театральных школах по всему миру начинающие актеры осуществляют разные упражнения, основанные на наблюдении за животными, людьми, направленные на развитие внимания.
Система Станиславского прижилась и в кино, чему способствовало появление ультразвукового кинематографа. Режиссер Всеволод Пудовкин писал, что киноактер по системе воспитания должен быть порубежнее всего именно к школе Станиславского, и всячески пропагандировал этот театральный подход.
Помогло еще и то, что в 1930-е активно начали сниматься актеры МХАТа. Труды теоретика русского театра внимательно изучали такие кинорежиссеры, как Сергей Эйзенштейн и Сергей Герасимов.
Многим обязан Станиславскому и Голливуд. Например, Дастин Хоффман перед съемками фильма Марафонец, вживаясь в образ человека в бегах, не мылся, не спал нормально, одевался в тряпье.
Надо сказать, Константин Сергеевич был личностью весьма самостоятельной. В непростые 1920-1930-е хотя бы годы он отстаивал традиционные художественные самоценности русской сцены.
МХАТу предъявляли социально-политические обвинения в отсталости. В отклик в театре поставили Горячее сердце по пьесе Александра Островского. Да и внешне Станиславский в пенсне, костюме, часто с галстуком-бабочкой никак не походил на пролетарского режиссера.
Не секрет, что после многих лет совместной работы пути двух реформаторов сцены Станиславского и Немировича-Данченко разошлись. Но, даже будучи в ссоре, Константин Сергеевич часто избавлял Владимира Ивановича, который был страстным карточным игроком со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Сам Станиславский был очень аккуратен в деньгах. Сохранилось множество его блокнотов, где, помимо зарисовок для декораций, афоризмов, списков, адресов и рецептов, отметки расходов и наличия средств на счетах.
И конечно, особое место в системе Станиславского всегда упражняла артистическая этика, под которой режиссер подразумевал коллективное творчество. Он был уверен: сбой у любого артиста, промышленного работника или же преследование личных целей ставит под угрозу весь спектакль, успех всего театра.
Редактор рубрики
Алексей Носкин
Место события на карте мира: