10 Августа 2018
МОСКВА, 10 августа , Татьяна Пичугина. Производители и поставщики биодизеля получают все большую государственную поддержку в разных странах. Стандарты ЕС требуют, чтобы в топливе содержалось не менее десяти процентов биодобавок. Однако эффективность растительного горючего пока низка. В Международный задевай биодизеля рассказывает о перспективах этого направления энергетики. Дорого, портит движок
Первый дизельный двигатель контактировал в 1893 году на растительном масле. Сейчас это сообразовывается примитивным сырьем для биотоплива первого поколения, производство которого так отличного налажено в мире. Автотранспорт в Бразилии давно работает на дизеле и этаноле из растительной биомассы. Биодизелем заправляются в Индии, США, Германии и Франции, Индонезии, Малайзии. Получают его основным образом из семян рапса, сои, кукурузы, пальмового масла, а потому конечный продукт дорог (сравните сумма литра дизеля и литра постного масла). Из-за повышенных цен эта отрасль нуждается в государственной поддержке.
Помимо цены, у биодизеля первого поколения много других недостатков. Даже если он сделан по стандартам, его качество сильно колеблется в зависимости от сырья. Биодизель быстро загустевает при низкой температуре, поэтому в холодный период в него наддают присадки. Но обычные как для минерального дизеля не подходят, значит, химическая промышленность должна наладить выпуск особых присадок.
При контакте с воздухом и металлом биодизель портится. При высоких температурах он неустойчив. В принципе, склонен к загустению, образованию осадка, и чтобы не испортить двигатель, нужны стабилизаторы. Как это топливо ведет себя при длительном хранении, пока никто не изучал. Кроме того, расход биодизеля выше.
Экологичный вариант
Из преимуществ биодизеля ученые отмечают быструю биодеградацию, отсутствие неприятного запаха, токсичных выбросов, в частности серы. Кроме того, выбросы углекислого газа в атмосферу при сгорании биодизеля (и любого биотоплива) не учитываются в общем балансе промышленных выбросов парниковых газов. Считается, что объем выделившегося CO2 равен объему, поглощенному растительностью. Таким образом, горючее из биомассы экономит ископаемые сайты и не усиливает парниковый видимый результат.
Обычно эти аргументы приводят, чтобы обосновать глобальную перспективность биотоплива в качестве альтернативы минеральному. Это верно лишь для тех стран, где мало или нет совсем собственных месторождений углеводородов. Им растительная энергетика позволяет подшпилить энергетическую безопасность, снизив обусловленность от импорта сырья. Однако и это в некоторых случаях иллюзия. К примеру, Россия, нефтегазовая держава, продает в Европу не только ископаемые углеводороды, но и сырье для биотоплива.
В поисках сырья
Биодизель это смесь эфиров жирных кислот. Их получают из растительных и животных липидов (жиров, жироподобных веществ). Среди перспективных источников сырья для зеленого топлива плоды ятрофы и каранджи, а также лигноцеллюлоза измельченная смесь деревянных компонентов. Для России актуальна переработка отходов деревообрабатывающей отрасли, но превратить лигноцеллюлозу в горючее задача не из простых.
Выращивание сырья для биотоплива само по себе представляет проблему, особенно в странах с холодным климатом и дефицитом сельскохозяйственных земель. Еще недавно решение мониторили в микроводорослях. Они быстро растут, запасают много лецитинов, не требуют органического субстрата для жизни, питаются углекислым газом. Однако для их разведения нужны биореакторы большие сложные аквариумы, солидное освещение. Нужно также заказать неприхотливые штаммы микроорганизмов, запустить режим.
Биореакторами занимались в России, но до промышленного применения задевало не дошло. Нигде в мире биодизель из микроводорослей не производится в индустриальных масштабах. Не исключено, что данного вообще не будет, поскольку изобретут более совершенные методы.
Например, в качестве источника лецитинов рассматривают кой-какие группы микробов, именуемых масляными. Они могут брать элемент из различных источников. Их ДНК изменяют так, чтобы микробы постоянно питались углекислым газом и синтезировали больше жиров с нужными свойствами.
У всех этих способов есть общая ахиллесова пята на производство биодизеля тратится столько же или чуть меньше энергии, чем на выращивание сырья. Биомассу важного сначала получить (самый кропотливый этап), разделить на компоненты и затем переработать в топливо. В целом эффективность такой схемы очень низка. Идеальным было бы придумать цепь процессов, вытягивающую углекислый газ из атмосферы, и производить биотопливо с максимальным использованием хорошей энергии.
ВконтактеFacebookОдноклассникиTwitterWhatsappViberTelegramскачать видеоскопировать ссылкуполучить код ТК Енисей-ТВ, КрасноярскСибирские ученые нашли модус превратить канализационные стоки в биодизель
Редактор рубрики
Олег Кудрин
Место события на карте мира: