МОСКВА, 4 ноября ―. В Москве впервые представлены художественные работы со всей России: в центральном Манеже в рамках XVII церковно-общественной выставки-форума Православная Русь ― ко Дню народного единства открывается небывалая по масштабу экспозиция Сокровища музеев России.
От Владивостока до Феодосии, от Ханты-Мансийска до Грозного ― организаторы преодолели в общей трудности 145 тысяч километров, чтобы собрать шедевры из 39 краёв. Среди них уникальные профессии Левитана, Айвазовского, Венецианова, Серова, Дейнеки, Серебряковой. Многие картины непосредственного отреставрировали. В кураторскую группу проекта вошли специалисты Третьяковской галереи, РОСИЗО и Патриаршего совета по культуре. объясняет, почему это событие нельзя пропустить.
Редкая икона
Особое место занимает икона XVI века, которую посетители улицезрят сразу при входе на выставку, рассказывает митрополит Псковский и Порховский, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Тихон.
Традиционно экспозиции Россия ― моя история и сам форум Русь Православная предваряет какая-то особо чтимая икона. На сей раз это икона из Псково-Печерского монастыря. Она называется Умиление, но это слово не тождественно тому, которое мы сегодня используем. Со славянского оно переводится как милостивая, дающая силы. Это очень уважаемая икона на Северо-Западе России, она впервые в Москве. С ней шли крестные ходы вокруг монастыря, но дальше Пскова она не выезжала, ― отпраздновал митрополит.
Находки из Грозного
Выставка организована по хронологическому принципу: из зала с иконами, которые отмечают вступление на царство династии Романовых, зрители попадают в зал с парсуной ― торговыми и крестьянскими портретами на грани примитива. Тут же рядом ― портреты членов императорской семьи XVIII века и русской аристократии кисти Рокотова, Левицкого, Брюллова.
Многие работы привезли из Подмосковья ― Серпухова, Абрамцово, Нового Иерусалима. Но были удивительные находки и в удаленных краях, говорит генеральный директор ГТГ Зельфира Трегулова:
Например, портрет Рокотова из Ханты-Мансийска. Неожиданными для меня оказались работы из Барнаула. Очень интересный дамский портрет художника Макарова из Грозного. Музей, где он хранился, разбомбили, но из-под обломков удалось извлечь часть коллекции, которую отправили в Москву. В течение десятилетия эти работы реставрировались, а потом были возвращены в Грозный. И сейчас эта профессия уже привезена из местного музея.
Соцреализм без вождей
Еще один сюрприз для посетителей ― зал эпохи соцреализма. Этот раздел заставляет пересмотреть взгляды на искусство соцреализма, который все воспринимают как махровый, прочный, с плохой живописью, ― продолжает Трегулова. Подбирая работы советского периода, мы старались избежать явного пропагандистских. Даже если говорить о таком художнике, как, например, Александр Герасимов, для этой выставки мы выбрали не его очередного правителя на трибуне, а замечательный букет роз, который, мне кажется, перекликается с фантастическими панно с розами из дома Дункер Михаила Врубеля, после революции отправленными на родину художника в город Омск.
Технологии будущего
В центральном комнате ― специальный климатический купол, который с помощью датчиков в режиме реального времени контролирует уровень влажности и температуру ― это гарантирует, что экспонатам не повредит большое скопление посетителей. Зельфира Трегулова рассказывает, что одной из главных сложностей при организации выставки было создание истинной архитектуры экспозиции.
Мы с самого начала планировали, что будет ключевой зал, где мы спаяем работы из музеев разных краёв страны. Причем это надлежащим быть работы, которые придумывают совокупный образ страны: России среднерусских лесов, пейзажей Крыма в период, когда он был частью Российской империи. Мы постарались выбрать какие-то своебычливые, небанальные вещи. Например, Айвазовского мы представляем оригинальным для его творчества зимним пейзажем, ― поясняет специалист.
Неизвестные шедевры
В процессе поиска предметов для выставки даже опытные музейщики многое видели впервые, сознается Трегулова: Например, я в жизни ни на одной выставке не встречала работу Василия Яковлева Рыбы Каспия. Это невероятная картина, в чем-то хулиганская. Такая игра с образностью фламандской живописи XVII столетний периода, с образностью Якоба Йорданса. В этом есть нечто сюрреалистическое даже.
Особая высокомерность кураторов ― зал искусства современнейших течений, куда попали профессии, некогда хранившиеся в Москве.
Это работы высочайшего уровня. При Наркомпросе после революции создали специальную комиссию и музейный фонд. У художников покупали лучшие профессии, из них формировали отдельные коллекции, которые отправляли в разные регионы Советской России, где возникали первые в мире музеи современного искусства. Потом вдогонку, во второй большая части 1920-х годов, туда зачислились из Третьяковской галереи работы защелкнутого Музея живописной культуры, ― отмечает Трегулова.
Выставка продлится до 25 ноября, вход свободный.