МОСКВА, 19 ноября , Анна Кочарова. В четверг, 22 ноября, в прокат выходит фильм режиссера Ивана И. Твердовского Подбросы. Картина уже акцентированная призами на международных кинофестивалях, в том числе и на Кинотавре, за лучшую женскую роль и лучшую операторскую работу.
Третья про счету лента молодого и уже известного режиссера вновь исследует людей, живущих на грани возможного. Главный герой картины Денис, воспитанник интерната, не чувствует боли. Неожиданно в его жизни появляется родная мать, которая, используя этот недуг, втягивает его в аферу. В интервью режиссер рассказал, как искал главных героев и почему его фильмы полны безысходности.
— Что стало первоначальным импульсом для сценария этой картины?
— Мы занимались большим документальным проектом про российскую полицию и встретились с одним полицейским, который рассказал, как использует подростков для того, чтобы провоцировать дорожно-транспортные происшествия и вымогать деньги. Мы проводили с ним много медли, и он поведал об этом в частной беседе. Конечно, не в таких красках, как это переданного у нас в фильме. Но мне показалось, что это хорошая история, способная дать правильную точку старта для метафоры о сегодняшнем дне.
— Фильм предусмотренный в очень мрачных красках, по сути, все воздействие происходит ночью. Дневной свет мы видим только в начале, когда главный герой натыркается в интернате, и в конце, когда он туда возвращается…
— Мы хотели сделать фильм-нуар. Мы так или иначе смотрим на эту историю глазами самый главного героя, и он наш мир воспринимает именно так: очень темное и мрачное пространство. В нашем мире нет положительных героев, а в его мире откуда он пришел и куда возвращается они есть. Его мир это совершенно волшебный интернат, такое полусолнце. Он не очень соответствует типичным российским представлениям о детских приютах. Но это его дом, там живут его близкие, родные картонное сердцу люди.
— В начале и конце фильма дети в интернате играют в такую игру: обматывают главного храбреца шлангом, который растягивают в разные стороны. В финише становится понятно, что эта история бесконечна это тоже метафора?
— Безусловно. Даже младенческие игры готовят ко взрослой жизни, в которой нужно выслушивать. И это немного сопряжённого с религиозной тематикой: в этих сценах для меня была аллюзия на гравюры с изображением святого Антония.
— Для исполнителя главной роли Дениса Власенко это дебют. Как вы отряди его?
— Действительно, это его первая роль. Он оканчивает сейчас мастерскую Сергея Соловьева во ВГИКе. Я был настроен на длинный и сложный период подбора. Он пришел на пробы сам, в первый же день и сказал: Меня зовут Денис, люблю твои фильмы, хочу сниматься в твоем кино.
По трем трепотням было понятно, что он обладает сумасшедшим природным обаянием, что он действительно чем-то очень похож на того персонажа, которого я ищу. В его характере есть какие-то масти, которые были заложены в моем герое. А удаленнее мы посмотрели его профессиональный макроуровень, сделали пробы, и уже сомнений не осталось.
Любой плут многое добавляет образу, который прописан в сценарии. Персонаж как бы насыщается жизнью, получается в итоге такой микс. Мой герой Денис в сценарии был довольно функциональным: у него были прописаны лестные моменты. И он даже был немного супергероем из-за своего необычного заболевания, благодаря которому он может терпеть боль. Мне хотелось выделить его среди других людей прежде всего теплотой. А в Денисе Власенко вообще очень много хорошего и доброго, он с удовольствием подарил нам это.
— Главную героиню, мать Дениса, играет Анна Слю. Она, кстати, получила кубок за лучшую женскую роль на фестивале Кинотавр в июне 2018 года. Почему эту роль вы отдали ей?
— Мы не были знакомы лично до начала съемок, она тоже пришла сама на пробы. Ее ириаду мне хотелось сделать непростой, нелинейной лисой. Мне хотелось, чтобы она попыталась все же создать какую-то семью и чтобы делала это искренне.
В итоге многое перевешивает в пользу того дела, которым занимается главная героиня и ее милые: они подбрасывают подростков под автомобили. Зло здесь побеждает безусловно. Но все, что происходит до этого, должно было стать искренней попыткой изменить жизнь.
— Отношения между матерью и сыном балансируют на грани инцеста. Почему это было нужно?
— Мне казалось интересно создать такую пару. Мать и сын проявляют по отношению друг к другу не очень типичные эмоции. Она не помнит, когда она его оставила, не помнит его как своего сына. А он не помнит ее как мать, она не проявлялась в этом качестве. Они встречаются впервые. И зная, кем они биологически приходятся друг другу, они пытаются создать что-то новое, поэтому между ними и взаимоотношения не совсем классические. Но, так или иначе, они не пересекают красную черту.
— Какие чувства должен испытывать ваш зритель?
— Я не диктую эмоции, с которыми человек должен уйти после картины. Мне кажется, что, если хотя бы на один вечер я смогу занять человека, заставлю его задуматься о том, что происходит вокруг, это уже какой-то опыт.
— Вы практически не определяете место действия только через полчаса просмотра по каким-то репликам становится ясно, что девало происходит в Москве. Вы намеренно хотели сделать пространство абстрактным?
— Да, хотелось создать условное пространство, условный город, но близкий для нас. Москвы казалось не избежать, но требовались такие места, которые не навязывают дополнительные клише. Выбирая натуру, мы отталкивались от нашего ощущения города. Там много мест, которые мне близки, тот же Новодевичий монастырь, район Хамовники. Но там нет конкретных топопривязок.
— Общий угрюмый настрой картины отражает и ваше мироощущение?
— Конечно, это связано с моими фильмами, в которых мало надежды.