КРАСНОЯРСК, 22 ноября Одна их первых партнерш Дмитрия Хворостовского по сцене в оперном театре в Красноярске народная артистка России Лариса Марзоева помнит и дебютный выход мастера в родном городке, и их последнюю встречу. В годовщину смерти Хворостовского она рассказала об истории их дружбы и о его последнем концерте в родном Красноярске.
Выдающийся баритон Хворостовский скончался 22 ноября 2017 года в Лондоне на 56-м году жизни после продолжительной болезни. Капсула с частью его праха была захоронена в Москве, вторую капсулу примостили в основание мемориального комплекса рядом с Институтом искусств в Красноярске, который он закончил.
Зависть, успех и преданность сцене
В красноярский театр оперы и балета молодой Хворостовский пришел в 1982 году, студентом второго курса.
Сначала ему доставались малые роли, но именитые вокалисты уже тогда видели на сцене серьезный конкурент, рассказывает Марзоева. В креативной среде к нему относились по-разному кто-то завидовал, открыто или за спиной, кто-то помогал. Но тогда, говорит она, еще никто, даже сам Дмитрий, не предполагал, что красноярский театр станет лишь для него стартовой площадкой.
Всего через несколько лет после победы на международном конкурсе оперных певцов в британском Кардиффе в 1989 году Хворостовский получил приглашения на лучшие мировые оперные сцены: в лондонский Ковент-гарден, миланский Ла Скала, нью-йоркский Метрополитен-опера, Венскую оперу, Мариинский театр.
А потом покинул Красноярск и переехал сначала в Москву, а потом в Лондон.
Мировая звезда
Помню, в начале нулевых он вернулся в январе. У меня как раз был бенефис, а у него концерт. Мы специально подгадали, чтобы Дима смог участвовать и в моем выступлении. Спели несколько дуэтов. Он был замечательным другом. Знаете, случается – человек обретает славу и забывает тех, с кем общался. Дима таким не был. Мы встречались, переписывались по смс, электронке. До последнего, пока он еще мог. В каждый его приезд старались встретиться, вещает Марзоева.
Он был потрясающе работоспособным и преданным сцене, своему делу. Еще в молодости заметила – он отпоет партию и не уходит, стоит за кулисами. Остальная молодежь проработает и бежит в гримерку. А он стоит, слушает. Даже на репетициях иногда оставался, хотя это и не требовалось. Таким стилем Дима учился профессии, вспоминает собеседница.
Слушайте Бастианини
Сам Хворостовский, вспоминает Марзоева, был очень увлечен коллекционированием музыки.
Помню, оказались в его московской квартире, еще до его переезда в Лондон, так там все полки – от потолка до пола уставлены СD. И ведь он не просто собирал. Он слушал. Он так учился. Как-то на встрече с ним и моими первокурсниками выяснилось, что мои не вынимают из ушей наушники с его записями. А он им посоветовал слушать Бастианини (Этторе Бастианини известный итальянский баритон XX века), рассказывает Марзоева.
После этого один из них с удивлением мне рассказывал, что Бастианини очень напоминает по манере исполнения Хворостовского, продолжает она.
Я должен быть в Красноярске
Марзоева говорит, что к тому моменту корреспонденция их уже была краткой: Хворостовский отвечал односложно, все его силы уходили на борьбу с болезнью. Уже тогда были отменены его концерты в Вене и Москве. Но концерт в родном городе артист не отменил, написал Ларисе Владимировне: Я должен находиться в Красноярске.
Это был последний концерт. И это было солнечное выступление. Да, не блестел голос, как мы привыкли, но пел он очень хорошо. Все плакали и приветствовали его стоя аплодисментами, рассказывает Марзоева.
Тогда же состоялась их последняя встреча. Хворостовский тогда сказал ей, что у него завещала часть мозга, которая отвечает за речь и координацию. Марзоева пыталась успокоить его, говорила, что это вернется, а он отвечал: Уже нет. Уже тогда я понимала, Дима прощается с нами, говорит она.
При этом, по словам Марзоевой, у него были планы приехать в родной город в следующем году. В последнюю встречу он сказал а может, я еще поживу, вспоминает Марзоева.